20.11.2022 12:17
Поделиться

"Технических препятствий больше нет". Эксперт клуба "Валдай" Марк Энтин - о перспективах Болгарии, Румынии и Хорватии вступить в Шенген

Европейская комиссия снова намекнула членам ЕС о необходимости включить Болгарию, Румынию и Хорватию в Шенгенскую зону. Будучи членами самого ЕС, эти три страны до сих пор не могут стать частью единого европейского пространства - без внутреннего пограничного контроля. Смогут ли они наконец-таки этого добиться и как Евросоюз отгораживается от потока нелегальных мигрантов, "Российской газете" рассказал эксперт клуба "Валдай" Марк Энтин.

- Для того, чтобы быть в Шенгене, нужно соответствовать некоторому набору критериев. Если страна этим критериям не соответствует, но при этом находится в Евросоюзе - ей предлагают предпринять необходимые меры для того, чтобы ликвидировать недостатки, выявленные в результате специальной процедуры обследования. В то же время в Шенген принимаются страны, которые не состоят в ЕС, но являются важными с точки зрения евроинтеграции и хотели бы участвовать в Шенгене. Поэтому в Шенгенской зоне есть и не входящие в Евросоюз страны - Швейцария, Исландия и т.д. Собственно, пребывание или непребывание в Шенгене - это в основном вопрос технического характера. То, что за теми или иными решениями всегда стоят политические соображения, стремления кого-то наградить, а кого-то наказать - это естественная ситуация для любых отношений внутри региона/субрегиона.

Политическое решение о приеме Болгарии, Румынии и Хорватии в Шенген принято. Это решение определено тем, что Еврокомиссия признала, что эти страны выполнили все требования, которые им были предъявлены. Следовательно, технических препятствий больше нет. Что касается Болгарии и Румынии - техническая процедура была закончена еще в 2011 году. Однако особая позиция всего нескольких государств отложила их вступление в Шенген. В свою очередь по Хорватии техпроцедура была завершена энное количество месяцев тому назад.

Сейчас вопрос о вхождении всей тройки стран решен. Голосование в Европарламенте является одной из фаз принятия решений. Сначала должно последовать предложение Еврокомиссии, которая проводит обследование. Это предложение должно быть поддержано Европарламентом и закреплено Советом ЕС. Все три ингредиента уже на месте: соответственно, вступление этих стран в Шенген состоится в 2023 году.

Для Евросоюза в настоящий момент принципиален только один вопрос - единство ЕС и поощрение его членов выступать сплоченно. При этом страны Евросоюза не будут готовы снять внутренние границы в отношении государств так называемых Западных Балкан (не входящие в ЕС балканские страны). Они будут ставить вопрос иначе: сначала вы создайте внешнюю границу, а после этого может последовать снятие внутренних. Но это перспектива долгосрочная, а не среднесрочная. Но любая перспектива зависит от политической конъюнктуры: если возникнет крайняя необходимость для того, чтобы выстроить всю совокупность балканских стран, - могут быть использованы и такие рычаги.

Есть такой момент как необходимость для Евросоюза укреплять внешнюю границу. Смысл Шенгена - снятие границ внутри, которое сопровождается укреплением границ вовне. Поскольку начинается следующая волна принудительной миграции из стран Большого Ближнего Востока и Северной Африки, Брюссель спешит создать буфер. Этот буфер должны формировать все страны ЕС: прием указанной тройки в Шенген становится необходимостью. Причем буфер выстраивается как по периметру границ ЕС, так и другими методами. Брюссель создает фронтир - это внешний рубеж, который обеспечивает интересы ЕС. Сам рубеж может быть выкинут куда угодно: на Ближний Восток, в арабские страны Северной Африки, на Балканы.

Иными словами, Брюссель интересует, чтобы вопросы регулирования миграции решались не внутри ЕС, а чтобы это было сделано на подступах к союзу. Соответственно, ЕС либо в принудительном порядке, либо в порядке обмена любезностями создает вот этот внешний фронтир на основе договоренности с большой группой государств. Как это делается - продемонстрировало соглашение с Турцией. Так, Анкара практически перекрыла восточный путь миграции в Евросоюз. Насколько постоянно - это зависит от взаимоотношений между Турцией и ЕС. А также от того, насколько Евросоюз идет навстречу пожеланиям Анкары.