Китайский рынок стал основным для наших углеводородов после начала экономического противостояния с Западом и санкций Евросоюза и США против России. Мы официально заявили, что будем перенаправлять наши экспортные потоки с Запада на Восток. Вторым после Китая нашим партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) стала Индия, которая также наращивает закупки российской нефти. В октябре Россия вышла на первое место среди поставщиков нефти в Индию, отгрузив сюда около 4 млн тонн нефти.
Но пока эти объемы далеки от прошлых поставок на Запад. В 2021 году Россия отправила в европейские страны, признанные сейчас недружественными, 108 млн тонн нефти. Экспорт в Китай вырос приблизительно на 6,2 млн тонн за 10 месяцев, причем из-за ожидаемого 23 ноября введения потолка цен на нашу нефть со стороны "G-7" могут возникнуть проблемы с поставками в декабре.
По мнению доцента Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова, Китай внимательно следит за ситуацией на рынке и ждет окончательного решения относительно потолка цен на российскую нефть. После этого риски станут ясны и начнется работа по их минимизации. Есть основания полагать, что в долгосрочной перспективе поставки в Китай будут расти, считает эксперт.
Как отмечает заместитель декана экономического факультета МГУ Александр Курдин, глобальное переключение российских поставок нефти (и вообще энергоносителей) на Восток представляется неизбежным процессом. Это планировалось задолго до санкций. Просто из-за перемещения центров спроса, этот процесс активизируется, считает Курдин.
Поставки российской нефти в Китай могли бы вырасти значительно больше, но помешала политика нулевой терпимости к COVID-19, проводимая Пекином. На протяжении всего 2022 года в Китае вводились локальные локдауны, которые совсем не способствовали экономическому росту и увеличению потребления топлива в стране.
По мнению портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, зависимость китайского рынка нефти от эпидемиологической ситуации сохранится и в начале следующего года, но в долгосрочной перспективе поставки из России будут расти.
Остается вопрос, почему российская нефть не заняла основную долю на рынке Китая, а делит его почти в равных долях с Саудовской Аравией. Кроме того, значительные поставки в Китай идут из Ирака, Ирана, ОАЭ и даже США.
Диверсификация источников закупок энергоресурсов - это базовый принцип энергетической политики Китая, отмечает Андрианов. Власти КНР сознательно не допускают чрезмерного увеличения доли одного поставщика нефти и газа. Поэтому не стоит думать, что Россия сможет полностью вытеснить с китайского рынка кого-либо из традиционных поставщиков.
Схожего мнения придерживается Курдин. В последние годы потоки нефти и нефтепродуктов были устроены так, что Россия снабжала европейский рынок, а ближневосточные поставщики были ориентированы на Азию, поясняет он. Инерционность здесь неизбежна, особенно с учетом того, что нефтепереработка все же настраивается на нефть определенных сортов и изменение структуры поставок по источникам требует времени.
Тем временем
Цены на нефть марки Brent вечером 21 ноября обвалились на 5% - ниже 83 долларов за баррель, на сообщения СМИ о том, что Саудовская Аравия ведет переговоры с другими участниками ОПЕК+ об увеличении добычи нефти. Но после того как Эр-Рияд официально опроверг эти заявления и подтвердил, что текущее сокращение добычи альянсом на 2 млн баррелей в сутки продолжится до конца года, котировки вернулись к росту. Вечером понедельника нефть Brent торговалась уже около 87 долларов за баррель.