Фейерверочные фабрики в Китае продолжают закрываться, а стоимость перевозки одного контейнера выросла в четыре раза по сравнению с 2020 годом, говорит руководитель магазина пиротехники "Феерия.ру" Игорь Язев. Спрос на пиротехнику в этом году будет на 10-20% ниже, чем в прошлом, добавляет он.
О снижении интереса к пиротехническим развлечениям говорит и гендиректор компании "Имперские Забавы", организатор фейерверк-шоу Александр Фараонов. Причину он видит в общих настроениях с учетом геополитической обстановки. "Ощущение, что рынок просядет еще раз и останутся только самые сильные корпорации", - отмечает он.
По данным ресурса "Чек Индекс", который анализирует обезличенные агрегированные данные "Платформы ОФД", средний чек покупки фейерверков в этом году составляет 825 рублей, что на 10% ниже, чем в прошлом году.
Сейчас все держится только на госзаказах, говорят представители сектора. Логистика усложнена. Все поставки идут либо через Дальний Восток, Китай или через Казахстан. Но так перевозить фейерверк дороже. С учетом простоя и дороговизны перевозок запасы кончаются. Импортеры не всегда вовремя получают товар с заказанными в Китае компонентами. Такие опоздания приводят к задержкам в производстве и дальнейшем экспорте. Перевозя пиротехнику морским путем, поставщик сталкивается с завышенным фрахтом. Но даже высокая стоимости фрахта не гарантирует места на судне, так как транспорт загружен вывозом товаров первой необходимости. Все больше поставщиков сталкиваются с отказами фабрик принимать новые заказы для производства, так как производитель вкладывает деньги в материалы, а отправить готовую продукцию невозможно.
Между тем рынок пиротехники терпит удары еще с 2018 года. Тогда запуск фейерверков назвали "немодным занятием", а в 2020 году были нарушены поставки пиротехники из Китая, главного импортера товаров данной категории в России. В 2021 году цены на салюты и петарды взлетели на 60-70% . В новогоднюю ночь 2021-2022 гражданам запретили пускать салюты, дабы сократить количество несчастных случаев. Особенность этого рынка в том, что 90% продаж приходятся на новогодний период.
В этом году, по данным "Чек Индекс", объем продаж в натуральном выражении оказался выше на 26% по сравнению с показателями прошлого года. При этом за первые две недели ноября средний чек был на уровне 1,2 тысячи рублей, на 30% выше, чем в прошлом году.
Как отмечают эксперты, рост продаж фейерверков в ноябре наблюдался на этой неделе в связи с появлением снежного покрова на большей части страны.
Поспособствовало увеличению объема покупок пиротехники и снятие антиковидных ограничений в заведениях индустрии питания и отдыха.
Тем не менее покупатель в этом году выбирает более "скромные", бюджетные варианты пиротехнических изделий. В топ-покупок вошли салюты-фейерверки на 10-20 залпов, петарды в наборе по 40-60 шт.
В целом в этом году заниматься пиротехникой труднее, чем в прошлом, говорят представители рынка. Связано это со снижением платежеспособного спроса. Продажи, возможно, просядут, но Новый год никто не отменял, надеются участники рынка. К тому же раньше на праздники многие уезжали, а сейчас это вряд ли произойдет.
По данным Ромир, за период с февраля по октябрь 2020 года доля покупки пиротехники от всех трат домохозяйств составляла в среднем 0,31%, за тот же период 2021 года - 0,40%. В 2022 году цифра выросла 0,75%. Но это может быть связано с меньшим разнообразием потребительской корзины в принципе по сравнению с предыдущими годами, отмечают аналитики.