Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен отметила, что итоговое соглашение саммита является всего лишь "маленьким шагом на пути к климатической справедливости". Хотя некоторые вопросы так и не стали менее противоречивыми, определенных соглашений добиться удалось, хотя бы на бумаге.
После того, как был сделан вывод о ненадежности Парижского соглашения 2015 года - о не допущении повышения глобальной среднегодовой температуры более, чем на 2 градуса относительно доиндустриального уровня, участники саммита, как и в прошлом году в Глазго, решили сконцентрироваться на отметке в 1,5 градуса - трудно достижимой, но необходимой для климатической положительной динамики. Для этого странам нужно, как минимум, сократить глобальные выбросы углерода на 50% к 2030 году, однако на сегодняшний день выбросы продолжают бить рекорды.
В окончательном соглашении COP27 содержится положение об увеличении объемов использования "энергии с низким уровнем выбросов". Здесь можно рассматривать как переход на солнечные и ветровые энергосистемы, так и использование атомной энергии - удовольствия, безусловно, дорогостоящего, но с низким уровнем выбросов. К таким ресурсам можно отнести и газ, который хотя и является ископаемым топливом, имеет более экологически безобидные показатели, нежели уголь. Кстати, в отношении использования угля позиция участников саммита не изменилась с момента предыдущей встречи в Глазго: его использование должно постепенно сокращаться.
На саммите в ноябре 2022 года в Шарм-эль-Шейхе прийти к единому решению по данному вопросу не удалось, однако необходимость перемен очевидна. По предварительным оценкам, реформа должна положить конец, в частности, экономической активности Мирового банка в развитии "топливного колониализма" в Африке. Она также будет направлена на оказание материальной помощи развивающимся странам, которым особенно тяжело справиться с последствиями климатического кризиса.
На протяжении почти трех десятилетий развивающиеся страны пытались получить материальную помощь для компенсации за "потери и ущерб".
В список наносящих ущерб явлений входят ураганы, жара, засуха, лесные пожары, а также медленно развивающиеся климатические бедствия - повышение уровня моря и таяние ледников. Наконец, участники саммита вывели эту проблему в число приоритетных в климатической повестке, однако за счет каких средств и институтов будет происходить финансирование - пока неясно.
Развитые страны с высоким уровнем дохода обещали выплачивать наиболее пострадавшим в связи с климатическими изменениями странам $100млрд в год, начиная с 2020-го. Однако на сегодняшний день на адаптацию к непредсказуемо меняющимся климатическим условиям было выделено всего лишь порядка $20 млрд. В ходе саммита в Шарм-эль-Шейхе поступали предложения отказаться от таких неподъемных обязательств, тем не менее, в итоговом документе саммита финансовое обязательство было вновь подтверждено.
Действительно, в ходе саммита COP27 были достигнуты некоторые соглашения и подтверждены договоренности на ближайший год, однако вероятность их реализации на практике неоднозначна. Основные проблемы остаются те же, что и ранее, но добавляются и новые экологические трудности.