Иными словами, если вас кто-то обидел или кто-то вам задолжал, вы сможете обратиться за помощью только к дипломированному юристу. Никого другого в суд по вашему делу не пустят. Или, как вариант, можно заняться своим делом самому. Но, конечно, всегда лучше, когда к процессу подключается профессионал.
Соответствующие поправки предлагается внести в Гражданский процессуальный кодекс. Как подчеркивают в Верховном суде страны, данное правило не ограничивает доступность правосудия для граждан, "поскольку бремя возмещения судебных расходов, включая расходы на оплату услуг представителей, по правилам судопроизводства возлагается на проигравшую сторону".
Проще говоря: тот, кто проиграет процесс, тот и заплатит юристу выигравшей стороны. Так что, по большому счету, защитивший свои права гражданин внакладе не останется.
"Предлагаемый законопроект завершает процесс перехода профессионального судебного представительства к необходимым формам, - подчеркнул первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев. - Требование статуса адвоката или хотя бы наличия юридического образования для такой деятельности не только является настоятельным велением времени, но и, как справедливо отмечается в пояснительной записке к законопроекту, уже зарекомендовало себя с положительной стороны".
По его словам, мировые суды и суды общей юрисдикции районного уровня, рассматривающие гражданские дела по первой инстанции, пока остаются последним прибежищем непрофессиональных и неподготовленных участников судебного разбирательства.
"Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства, а также ГПК в отношении апелляционного и кассационного разбирательства уже значительное время имеют дело только с адвокатами или лицами, имеющими высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. И высказывавшиеся опасения о безудержном росте стоимости юридической помощи, мягко говоря, не подтвердились, - говорит Михаил Толчеев. - Зато удалось избавиться от случайных людей в процедуре судебного рассмотрения дел. Процессуальная форма неуклонно усложняется и не терпит дилетантизма. Он слишком дорого может обойтись участникам правоотношений".
В проекте помимо требований к дипломам есть и другие новации. И они, по словам Михаила Толчеева, подтверждают тенденцию на усложнение.
"Суд все в меньшей степени исполняет не свойственные ему функции защитника прав участников процесса и все в большей становится независимым рассуживателем по праву, - говорит он. - Надлежащее же использование процессуальных инструментов и несение последствий риска их выбора ложится на участников".