Формальным поводом для налета стало исполнение в лавре песнопения с упоминанием слова "Русь", которое в СБУ поняли как "прославление РФ", а это большое преступление против государства по нынешним украинским временам. И даже моментальное запрещение свыше в служении отцу Захарии, допустившему произнесение крамольного слова при прихожанах, не остановило напор спецслужб. В монастырских кельях следователи и оперативники искали ни много ни мало законспирированные диверсионные ячейки "русского мира". И в женском монастыре, надо полагать, тоже.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда уже назвал обыски в монастырях "акцией устрашения верующих", которая наверняка не привлечет внимания международных правозащитников.
"В условиях эскалации конфликта злоба выплескивается на тех, кто беззащитен и виновен уж тем, что поклоняется тем же святым, совершает богослужение на том же общем древнем языке, что и Церковь, провозглашенная "вражеской", - написал он в своем телеграм-канале.
Увы, но это максимум сочувствия и участия, который сегодня может высказать РПЦ. И только в адрес простых православных на Украине, верных Церкви прихожан и оставшихся с ними батюшек. Потому что архиереи УПЦ никакой поддержки от материнской Церкви больше не ждут и, хуже того, избегают ее, как черт ладана, абы не разозлить "правящих в Киеве клоунов", с которыми, по всей видимости, заключили некое соглашение.
С прискорбием нужно напомнить, что в мае почти незаметно прошла новость о прошедшем в киевском Свято-Пантелеймоновском монастыре "поместном соборе" УПЦ, объявившем о своей независимости от Русской православной церкви. То есть приставка МП (Московского патриархата) применительно к УПЦ теперь не нужна.
Также было сказано об осуждении СВО и поддержке "освободительной борьбы", надо полагать, во всех ее самых отвратительных и дьявольских формах. Кроме того, был дан намек на перспективность диалога с неканонической ПЦУ - той самой, созданной из купленного Порошенко на стамбульской барахолке "томоса", благословляющей сегодня бандеровцев и привечающей однополые браки.
Соответственно, когда-то носивший титул "Блаженнейший" и являвшийся вторым в иерархии русского православия митрополит киевский Онуфрий добровольно отказался от этого статуса, и теперь не поминает в богослужениях Патриарха Московского и всея Руси. У него теперь новый официальный и сугубо светский руководитель. Так, вместо Онуфрия о его выходе из Синода РПЦ сообщила в социальных сетях глава госслужбы Украины по этнополитике и свободе совести некая, не сказать "какая-то", Елена Богдан.
Отдадим должное, в РПЦ с прискорбием и пониманием отнеслись к "автокефалии" УПЦ, выразив надежду, что время уврачует и эту рану. Тем не менее само понятие "феофановский раскол" (по названию исторического района Киева - Феофания) уже вошло в обиход. И можно подвести его первые итоги. УПЦ находится в состоянии внутреннего раскола и пребывает в подвешенном состоянии - отказавшись от РПЦ, она не получила признание ни одной из сестринских церквей. Часть клириков остались верны заповедям и истории и теперь подвергаются гонениям как со стороны вышестоящих иерархов, так и спецслужб. Захваты приходов и храмов продолжаются, условно "государственная" ПЦУ на диалог не идет. Собственно, обыски в лавре - это первый этап захвата православной святыни.
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас", - сказано в Священном Писании.
Последствия нарушения этой заповеди, попыток договориться с нацистской властью о ненападении, заключения с нею "конкордата" можно наблюдать сейчас в Киеве и Ровенской области. И остается сочувствовать православным Украины, оказавшимся один на один со своими нечистоплотными "поводырями".