Возможно, определенную роль в принятии подобных решений сыграло ЧП на военном аэродроме Шайковка в Калужской области, где базируется 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиаполк: в начале октября там взорвался массивный беспилотник. Губернатор региона Владислав Шапша тогда же написал в своем телеграм-канале, что дрон прилетел со стороны украинской границы. Обошлось без пострадавших, инфраструктура и техника, по его словам, не повреждены, дыру во взлетной полосе заделали в тот же день.
"В Тульской области запрещено использование гражданами, индивидуальными предпринимателями и организациями любых беспилотных летательных аппаратов", - говорится в губернаторском указе. В Рязанской области под запрет не попали беспилотники органов госвласти и подведомственных организаций, а также органов местного самоуправления. В Тульской к этому перечню исключений прибавили еще организации, выполняющие гособоронзаказ, также возможны полеты дронов и по договору с властными структурами. При этом все собственники любых беспилотников обязаны поставить их на учет в Федеральном агентстве воздушного транспорта и обеспечить неукоснительное соблюдение Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов. Нарушение правил использования воздушного пространства может наказываться вплоть до лишения свободы на срок до семи лет", - предупреждают власти региона.
- На нас запрет не отразился никак, - пояснил "РГ" пресс-секретарь тульского ГУ МЧС Максим Пряхин. - Буквально вчера проводили учения с использованием дронов. Наши беспилотники снабжены тепловизорами и очень помогают при поисках заблудившихся людей.
По-прежнему беспилотники будут помогать спасателям следить за ландшафтными пожарами и выполнять прочие функции. В региональных структурах МВД также заверили, что для них ничего не изменилось: могут использовать квадрокоптеры в оперативной работе. Правда, у тульской полиции, например, их нет. В любом случае на все полеты беспилотных летательных аппаратов, какая бы структура их ни использовала, необходимо получать разрешения. Впрочем, согласовывать полеты беспилотников с центрами организации воздушного движения необходимо было и раньше.
Для фотографа Ильи Гарбузова, чьи работы из полутора тысяч фотографий со всего света заняли третье место в Международном фотоконкурсе "Водные пространства, снятые с дрона", тоже мало что изменилось. По его словам, съемка с беспилотника занимает всего лишь малую часть в его деятельности.
- Конечно, к хорошему привыкаешь быстро, но дроны в нашей жизни появились не так давно, можно и без них. Да у меня и нет своего квадрокоптера - когда надо, беру в аренду, - поясняет Илья. - Надеюсь, такая ситуация не навсегда, подождем.
Не очень помешал запрет и кадастровым инженерам. По словам руководителя тульской компании "Кадастр и недвижимость" Антона Воробьева, они работают не с такими уж большими площадями, чтобы не обойтись без дронов. "Да и когда не было запрета, особо не пользовались: дорого", - поясняет Антон. Хуже геодезистам, которым квадрокоптеры очень облегчают жизнь.
- Если смотреть по ограничениям Росавиа, то под них и раньше подпадала почти половина Тульской области. При полном запрете полетов для определенного вида работ будем просить разрешения, согласовывать, заключать договоры с администрацией. А не разрешат - будем работать ногами, не разучились еще, - улыбается начальник IT-отдела компании "Спецгеологоразведка" Дмитрий Козлов.
Запрет на использование дронов коснулся и археологов. Как объяснил "РГ" директор музея-заповедника "Куликово поле" Владимир Гриценко, им беспилотники необходимы не только для визуальной съемки, но и для лазерной - для получения суперточной топологии местности. Это помогает обнаружить многое скрытое землей.
- Речь о съемке без растительности. Ждали как раз этого времени - когда зелени уже нет, а снега еще нет. Мы сотрудничаем со специализированной компанией, они сейчас подали запрос на разрешение полетов, чтобы сделать такую съемку. Если же не разрешат, будем ждать следующего года. То, что земля хранила сотни лет, подождет и еще, - рассуждает Гриценко, правда со вздохом.
Тем временем
В Калужской области намерены производить беспилотники. Губернатор области Владислав Шапша поручил региональному правительству проработать возможность размещения промышленного производства дронов в регионе. Об этом он заявил на открытии киберспортивного пространства "KFL Arena" в Калуге.
"Кстати, киберарена - это не только про геймеров, но и в целом про развитие IT-отрасли. В том числе это подготовка операторов беспилотников, - написал глава региона в своем телеграм-канале. - Сегодня познакомились с представителями конструкторского бюро, которое делает опытные разработки БПЛА. Поручил проработать возможность размещения промышленного производства дронов у нас в регионе". Он также отметил, что сегодня беспилотники не только помогают нашим военным в зоне СВО, но и активно применяются во многих сферах экономики для аэросъемки и мониторинга - в том числе в энергетике, сельском хозяйстве, строительстве.
Заявки на закупку тяжелых беспилотных авиационных систем (БАС) появились на сайте госзакупок. По мнению экспертов, властные и силовые структуры в регионах, а также некоторые крупные предприятия закупают беспилотники, способные нейтрализовать чужие беспилотные аппараты для защиты территорий. Как пояснили "РГ" на одном из тульских предприятий ОПК, такие системы действительно существуют. Первыми их начали применять в Израиле, есть такие и у Китая, имеются и в родном отечестве. Впрочем, по мнению собеседника "РГ", региональные власти сегодня закупают БАС все же для мобилизованных жителей при отправке в войска, но не для "войны дронов" над своими территориями.