Как преступники используют увлечение россиян компьютерными играми

Эксперты фиксируют возросшее число жалоб на фейковые сайты и сервисы, которыми пользуются геймеры для покупок, к примеру, игровых валют. При этом ярко выражен и другой тренд: инструменты защиты для безопасного поведения в Сети становятся все надежнее.
Любителям заработать на компьютерных играх сегодня надо быть поосторожней.
Любителям заработать на компьютерных играх сегодня надо быть поосторожней. / Михаил Терещенко/ТАСС

Геймификация так прочно вошла в нашу жизнь, что порой в игровой форме решаются даже самые серьезные вопросы, например выбор способа инвестирования средств или, наоборот, их более выгодной траты. Параллельно развиваются и сами компьютерные игры, которые зачастую воссоздают еще одну реальность в жизни человека.

Аналитический центр НАФИ провел исследование степени геймификации российского общества, и его аналитики поделились неоднозначными результатами. Примерно 60 процентов жителей страны старше 18 лет играют в видеоигры или постоянно, или эпизодически, однако так или иначе это одна из частей их повседневной жизни. Любопытно, что еще четыре года назад этот показатель был в три раза ниже: доля геймеров растет стремительно, и этот тренд не могут обойти вниманием кибермошенники.

Давно не секрет, что онлайн-магазины и сайты бесплатных объявлений, сервисы аренды и даже государственных услуг могут периодически дублироваться с помощью фишинговых страниц. Опытные интернет-пользователи уже научились отличать их от оригиналов и в принципе стали более осторожны в Сети. Кибермошенники же, как всегда, активны. Теперь их внимание все чаще привлекают любители и знатоки всевозможных видеоигр, ведь это развлечение тоже требует финансового подкрепления. В Центральном банке РФ отметили, что именно поэтому злоумышленники и направили свои усилия в эту нишу.

Опытные геймеры удивляются, почему этого не было сделано раньше. Белгородец Петр, в бюджете которого вот уже три года как заложена определенная сумма "на игрушки", рассказывает, что каждый, кто подсаживается на видеоигры, делает это с благой целью: выигрывать те же деньги.

Мошенники рекламируют свои инструменты и в социальных сетях, и на тематических форумах геймеров

- Иначе же кажется, что просто смысла нет, - говорит он. - Но потом увлекает сам процесс, повторяющийся, в чем-то знакомый, и, когда ты выходишь на новый уровень, становится интереснее, появляется азарт... Конечно, я, к примеру, еще понимаю, что это лишь игра, и много не трачу ни времени, ни средств, но знаю тех, кто в погоне за выигрышем и кредиты берет.

Такие игроки и нужны кибермошеникам. Тем более что сейчас в связи с антироссийскими санкциями геймерам стало не так-то просто оплачивать свое увлечение. Чтобы двигаться дальше, им нужно приобретать игровую валюту, нужные инструменты или предметы, платить за сервисы и приложения. Этой ситуацией и стали пользоваться аферисты.

Специалисты отмечают, что тут же в Сети появилась масса фишинговых страниц, которые либо имитировали привычные сервисы, либо обещали обход блокировок. Эксперт по кибербезопасности ГУ Банка России по ЦФО Дмитрий Ибрагимов называет геймеров в некоторой степени заложниками ситуации.

- Мошенники предлагали переходить на страницы доступа к сервисам, в которых отсутствовала возможность оплаты на тот момент, - рассказывает он. - Любители игр верили обещаниям, вводили данные карты - и вместо покупок в игре теряли средства.

Поддельные приложения тоже таили опасность: они содержали либо рекламу и скрытые подписки, либо и вовсе вредоносные программы, которые могли похищать и персональные данные, и деньги со счетов владельца телефона.

Запрос на привычный игровой образ жизни позволил злоумышленникам рекламировать свои инструменты и в социальных сетях, и на тематических форумах геймеров. На последних, к слову, мошенники действуют как профессиональные шпионы: они очень долго там общаются, вызывают доверие у участников, а потом направляют сообщество на те же фишинговые страницы. Примечательно, что распознавшие таких мошенников геймеры отмечали их особый цинизм: например, увлекающихся видеоиграми детей они убеждали воспользоваться родительскими банковскими картами для оплаты тех или иных сервисов. Хорошо, если родители хранят свой пластик подальше от подростков. Хотя, как отмечают эксперты от финансовой сферы, это еще не так страшно.

- Более опасна ситуация, когда такие "авторитеты" привлекают подростков к переводу денег со счета на счет с небольшим вознаграждением за это, - приводит пример Дмитрий Ибрагимов. - Не подозревая подвоха, ребенок может оказаться втянут в мошеннические махинации с нелегальным движением средств, то есть стать дроппером, а это преступление, наказание за которое предусмотрено Уголовным кодексом.

Привычное поведение в Сети менять не так-то просто, отмечают и эксперты, и сами геймеры. Даже Петр, для которого игры - это скорее достаточно затратное хобби, признается: блокировка некоторых соцсетей, сервисов, отсутствие возможности обновить приложение и много чего еще доставили неожиданно сильный дискомфорт.

- Как тут не скачать VPN? - задает он риторический вопрос.

- Все бы ничего, только зачастую установленные приложения с VPN могут не только создавать зашифрованный канал, но и параллельно собирать конфиденциальные данные, отслеживать ваше поведение в Сети, - предостерегает Дмитрий Ибрагимов. - Кроме того, здесь стоит вспомнить и о другой уловке финансовых мошенников: на тех же форумах и в соцсетях аферисты предлагают заходить через VPN на заблокированные по инициативе Банка России мошеннические сайты, например черных кредиторов или финансовых пирамид.

При этом последние продолжают свою деятельность, несмотря на борьбу с ними. По данным Банка России, за девять месяцев этого года была выявлена 1481 финансовая пирамида, 97 процентов из которых действовали в интернете. При этом геймификация как тренд отмечается и в этой сфере.

Более четверти пирамид привлекли жертв как раз тем, что напоминали экономические видеоигры. И их число постоянно растет.

- Это проекты с графикой, игровыми элементами, но даже без соревновательной составляющей, которые к тому же стирают границы восприятия у детей и молодежи, подсаживают их на такое игровое добывание денег, - отмечает Дмитрий Ибрагимов.

Рассказы самих геймеров о новых сложностях кибержизни наводят на мысль, что избежать проблем с мошенниками очень сложно. Однако представители силовых структур опровергают это. Пресс-секретарь УФСБ по Белгородской области Оксана Ищенко напоминает, что общие правила безопасного поведения в Сети эффективны и в отношении видеоигр.

- Нельзя переводить деньги по подозрительным счетам, передавать свои данные третьим лицами и так далее. Все это известно каждому. Механизмы защиты пользователей соцсетей и прочих ресурсов позволяют сейчас обеспечить безопасность на сто процентов, если ими правильно пользоваться, - отмечает она. - Все мошенничество, все взломы и прочие преступления сегодня - это результат социальной инженерии и индивидуальной психологической работы с жертвой. Вот об этом нужно помнить и не поддаваться на уловки.