Как региональной спортивной команде добиться коммерческого успеха

В Ставрополе появился новый профессиональный баскетбольный клуб "Южный слон". Состав сформировали осенью, команда уже дебютировала в российской Высшей лиге. Согласно национальной Стратегии развития спорта к 2030 году она должна перестать зависеть от бюджетных денег. Корреспондент "РГ" разбирался, способны ли региональные клубы зарабатывать сами и что для этого нужно.

Новая история БК "Южный слон" началась с идеи реанимировать ставропольский баскетбол. К двум основным командам края - "Динамо" (мужская) и "Ставропольчанка" (женская) - в последнее время зрители интерес потеряли. Порой на домашние матчи приходила пара десятков болельщиков.

В студенческом баскетболе ситуация была лучше. С 2019 года на базе Студенческого спортивного клуба Северо-Кавказского федерального университета "Южный слон" появился одноименный баскетбольный клуб, в течение трех сезонов неплохо показывавший себя в играх с соперниками из других регионов. В Ставрополе в 2021 году даже состоялся финальный этап Студенческой лиги РЖД - самый крупный баскетбольный ивент за долгие годы. На трибуны впервые потянулись разные болельщики, а не только небольшая группа поклонников желтого мяча. У "Южного слона" даже появилась фанбаза, состоящая, правда, в основном из студентов.

В 2022 году чиновники минспорта, функционеры и энтузиасты решили изменить ситуацию в краевом профессиональном баскетболе. "Динамо" и "Южный слон" стали единым брендом, был проведен рекрутинг. Менеджерская и медийная команда перешла из студенческого клуба. Главным тренером стал Сергей Вартанян, который работал со сборной СКФУ.

Таким образом, в Ставрополе появился профессиональный клуб, где игроки получают зарплату, тренируются на постоянной основе, выступают в одной из основных лиг страны. На момент становления "Южный слон" даже получил титульного спонсора, им стал "Молочный комбинат "Ставропольский". Средств компании и бюджетных дотаций на обеспечение текущих нужд хватает. Но способен ли клуб превратиться в успешный бизнес?

- Пока что это социально-спортивный проект. И таковым он будет оставаться еще несколько лет, - говорит соучредитель баскетбольного клуба Василий Садовой.

По его словам, задумываться о коммерческой составляющей еще слишком рано:

- Мы сейчас даже не продаем билеты на свои матчи. Наоборот, ищем спонсоров и партнеров, которым предлагаем нашу аудиторию. Средства необходимы для привлечения зрителей на трибуны и их удержание. У нас это получается: на все четыре домашние игры, которые были в этом сезоне, болельщики приходили.

Матчи - это не только игра, где две команды бьются за победу и уходят в раздевалку по свистку. Теперь это еще и шоу с большими ростовыми фигурами - маскотами, выступлением группы поддержки, работой комментатора, послематчевыми интервью и даже лотереей. По арене бегают огромный поролоновый слон - талисман клуба и корова - талисман спонсора. Садовой отмечает, что, согласно западным стандартам, если игра длится час, зритель в идеале должен проводить на трибунах три часа, и при этом не скучать.

Лотерея, во время которой можно выиграть клубную футболку, имеет еще одно важное значение. Чтобы получить билет, участники должны пройти небольшое анкетирование, благодаря которому фронт-офис оценивает свою работу.

- Мы пока не говорим о масштабном проекте. "Южный слон" не знают в мире, не показывают по центральным каналам. Мы делаем первые шажки, которые интересны обществу. Во всем мире есть маскоты, везде проводят розыгрыши, мы пытаемся предложить такие развлечения нашим зрителям. То, что не нравится болельщикам, - убираем. То, что популярно, - развиваем, - продолжает Садовой. - Стараемся анализировать каждое действие. Понимаем, что в нашу аудиторию входят и финансово обеспеченные люди, они готовы покупать мерч или билеты.

И все же "Южный слон" не спешит получать доходы от зрителей. В клубе говорят, что на билетах и командной атрибутике много не заработаешь, а вот потерять доверие болельщиков из-за непродуманных действий недавно дебютировавшая команда вполне может. К тому же для зрителей важнее все же не шоу, а результаты баскетболистов. Если клуб хочет играть долго, то вкладывать нужно прежде всего в игроков. Садовой отмечает, что клуб ведет большую работу, много внимания уделяется селекционному отбору и привлечению молодых ставропольских баскетболистов в юношескую команду БК "Южный слон - ДЮБЛ". Только с ними у команды есть будущее.

Стоит отметить, что у молодых "слонов" имеется пример для подражания - гандбольный клуб "Виктор", флагман ставропольского профессионального спорта. В 2022-м он стал обладателем Кубка России, а до этого успешно выступал на европейских и международных аренах. Титулованная команда имеет широкую фанатскую базу. Билеты на домашние игры "Виктор" продает, и соревнования всегда проходят с аншлагом. На матчах есть и шоу. Правда, руководители этой команды говорят, что, несмотря на 30-летнюю историю клуба, говорить о коммерческом успехе пока не приходится. И это - проблема не "Виктора", а всего российского спорта.

- Я могу точно сказать, что ни один клуб в игровых видах спорта в России не является прибыльным, - утверждает директор "Виктора" Иван Фиев. - Однако тенденция меняется. Мы идем к тому, чтобы клубы начали зарабатывать. Но для этого необходимы изменения в законодательной базе. Пока что команда может быть успешной, собирать полные залы и тем не менее неспособной существовать либо без бюджетных денег, либо без средств спонсора.

Он отмечает, что важные изменения в этой сфере могут произойти после принятия закона о спонсорстве. У бюджетных же денег есть два главных минуса. Во-первых, их никогда не будет много, а во-вторых, казенные средства можно тратить только на определенные цели. Например, оплатить трансфер, аренду стадиона или питание игроков.

С доходами от продажи билетов тоже не все так просто. Если немецкие клубы получают от реализации билетов до 40 процентов выручки, то "Виктор" - меньше одного. Но это проблема исключительно инфраструктурная: городу не хватает хорошего Дворца спорта с трибунами на пять-десять тысяч болельщиков. Чиновники сейчас обсуждают возможность строительства такого объекта, но конкретики пока нет.

Как считает Фиев, избавиться от зависимости от бюджетных денег клубы могут главным образом благодаря спонсорам:

- Многие команды стараются работать даже с "небольшими" партнерами. Я считаю, что будущее - за сотрудничеством региональных клубов, федераций и ассоциаций с коммерческими структурами. Если бизнесу будет интересен спорт как возможность прорекламировать себя или получить какие-то налоговые преференции, тогда мы придем к тому, что профессиональный спорт перестанет зависеть от бюджета.

Он отмечает, что при этом командам и их фронт-офисам придется много работать, чтобы отвоевать место под солнцем:

- Можно сидеть сложа руки и ждать, когда дадут много денег, построят Дворец спорта и скажут, что через три года нужна чемпионская команда, а можно пользоваться тем, что имеешь, стараясь выжать максимум. Если не хватает средств, нужно постараться максимально вложиться в результат. Я убежден: если из года в год кропотливо работать, рано или поздно результат будет. И тогда в городах появятся дворцы спорта, а на трибунах - новые болельщики.

Комментарий

Валерий Гореликов, доцент кафедры спортивного маркетинга факультета индустрии спорта университета "Синергия":

- От финансирования спортивного клуба зависят состав команды, уровень турниров, в которых она способна принимать участие, возможности развивать клуб. Не секрет, что на Ставрополье есть проблемы со спортивными аренами для игровых видов. Привлечение качественных менеджеров и тренеров, которые дадут результат, также требует серьезных средств.

В индустрии спорта в России используются различные модели финансирования. Новому бренду на спортивной карте Ставрополья - БК "Южный слон" - стоит рассматривать все возможные варианты привлечения средств, в том числе взаимодействие с государственными органами управления и коммерческими организациями. Для бюджетных структур это неподъемный проект, но при совместных усилиях клуб сможет выстроить определенный финансовый фундамент своего полноценного развития.

Кстати

В одном из пунктов Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 года прямо говорится о том, что сегодня профессиональные команды и лиги слишком зависят от бюджетных средств или денег госкорпораций. Так, в хоккее только 34 процента доходов - коммерческие, в футболе - 30, а в баскетболе - всего 14.

Положение команд в мужской Высшей лиге "А" после 8-ми туров
  • 1. "Динамо-МГТУ" (Майкоп) - 7 побед - 1 поражение;
  • 2. "Челбаскет" (Челябинская обл.) - 6-2;
  • 3. БАРС-РГЭУ (Ростов-на-Дону) - 6-2;
  • 4. "Южный слон" (Ставрополь) - 4-4;
  • 5. "Нефтехимик" (Тобольск) - 4-4;
  • 6. "Металлург" (Магнитогорск) - 3-5:
  • 7. "Чебоксарские ястребы" - 1-7;
  • 8. "РПФ - Университет спорта" (Казань) - 1-7.

Примечание: На первом этапе команды сыграют в 4 круга, после чего на второй стадии разделятся на два квартета по спортивному принципу и проведут турниры за 1-4-е и 5-8-е места. Два аутсайдера сыграют в "переходной" квалификации с лучшими коллективами Межрегиональных соревнований, после чего и сформируется сетка плей-офф, который начнется с четвертьфинала.