Поделиться

Доценты СПбГАСУ помогут защитить архитектурные памятники от разрушения

Сегодня архитектурное наследие Санкт-Петербурга и Ленинградской области располагается по соседству с крупными инфраструктурными объектами и оживленными трассами. В результате исторические памятники не выдерживают давление городов и начинают разрушаться. Однако в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете нашли современный способ защиты культурного наследия страны. Об уникальном исследовании динамических гасителей колебаний рассказала доцент кафедры строительной механики СПбГАСУ, кандидат технических наук Ольга Нестерова.
Пресс-служба СПбГАСУ

Ольга Павловна, насколько сейчас актуальна тема сейсмостойкого строительства и динамических гасителей колебаний?

Ольга Нестерова: Мегаполисы, к которым относится и Санкт-Петербург, все чаще сталкиваются с проблемой негативного влияния вибрации на исторические объекты. Самый простой пример, который можно привести, - близко расположенная к объекту культурного наследия железная дорога. Из-за постоянного шума и вибраций, которые она производит, здание или памятник постепенно начинают разрушаться. Поэтому вопрос установки динамических гасителей колебаний с каждым годом становится лишь актуальнее.

Что собой представляет это устройство и как именно оно помогает защитить здание?

Ольга Нестерова: Если объяснять простым языком, то в основе гасителя лежит сравнительно жесткий элемент, который обычно называют массой. При помощи упругой связи его прикрепляют к защищаемой конструкции. После этого устройство принимает на себя основную вибрацию и колебания, то есть является своеобразной подушкой безопасности для памятника или исторического здания. Динамические гасители колебаний устанавливают и в небоскребах: они берегут их от ветровых нагрузок и возможных землетрясений. Самый известный мировой пример - это высотка Тайбэй 101, установленная в столице Тайваня.

Насколько реально сегодня изготовить динамический гаситель колебаний из российских комплектующих? Можем ли мы говорить об импортозамещении?

Ольга Нестерова: Вполне. Сегодня отечественные производители могут обеспечить нас всеми необходимыми комплектующими. В основном сложности возникают с упругими блоками и блоками, обеспечивающими затухание, поскольку импортные аналоги предлагают больший выбор материалов, в результате которого расширяются возможности применения. Но российские компании постепенно расширяют ассортимент.

Как университет участвует в сохранении исторического и архитектурного наследия нашей страны?

Ольга Нестерова: Наша кафедра строительной механики изучает проблемы надежности конструкций при землетрясениях, разрабатывает методы расчета зданий и сооружений с податливыми элементами, как пространственных систем, занимается вопросами проектирования многоэтажек на деформируемом основании и т.д. А вот наши коллеги с кафедры архитектурного и градостроительного наследия занимаются вопросами сохранения исторического наследия на всех этапах: при консервации, реставрации, капитальном ремонте, определении наиболее щадящих вариантов приспособления исторических зданий и памятников. Они проводят соответствующие исследования и экспертизы проектных решений, активно сотрудничают с Союзом реставраторов России.

Мы помогаем воплотить в жизнь решения по защите или приспособлению к современному использованию объектов культурного значения. В итоге получился эффективный тандем, в котором каждый занимается своим делом, но работает на общий результат.

Какие объекты уже удалось сохранить в Санкт-Петербурге благодаря вашему исследованию и разработкам университета?

Ольга Нестерова: В Эрмитаже из-за сильных внешних вибраций начала осыпаться краска с картин. Нужно было срочно что-то придумать, чтобы сохранить уникальные произведения искусства. Здесь как раз и пригодились наши исследования, а также исследования наших коллег из ПГУПС по сейсмоизоляции. Основная задача заключалась в том, чтобы уменьшить энергию, передаваемую объекту колебаний - в нашем случае это картины - через объекты повышенной податливости. Последними выступили упругие коврики под колеблющимися устройствами. Они приняли на себя основные колебания от источника вибрации, энергия перестала поступать к стенам и полу Эрмитажа, и картины удалось защитить от опасных вибраций.