Тем временем эксперты расходятся в оценке эффективности подобного шага. Понятно, что стоимость материалов и работ растет, поэтому постепенно увеличиваются и взносы на капитальный ремонт. Поэтому многие регионы с января 2020 года стали повышать тарифы. Но дело не только в ценах.
- Одной из основных проблем региональных программ капитального ремонта является то, что эти программы формировались без учета реального износа многоквартирных домов, в основном по году постройки. Это приводит к тому, что планы по ремонтам не отражают реальные потребности, что в свою очередь ведет к неверному распределению средств на капитальный ремонт. Сейчас в Государственной думе в первом чтении рассмотрен законопроект о предварительном обследовании многоквартирного дома при реализации программы капитального ремонта. Это позволит оптимизировать расходы и повысить эффективность использования средств собственников жилья, - поясняет Иван Дегтярев, руководитель направления ЖКХ производственной компании "Технониколь".
Однако, пока документ обсуждается, дома в Северной столице не становятся моложе.
- Взносы собирают со всех горожан, а ремонт получают лишь счастливчики. В прошлом году с петербуржцев собрали на капремонт 13,8 миллиарда рублей. Для сравнения: это годовой бюджет Архангельска. Но работами были охвачены только пять процентов жилых домов - 1,4 из 27,7 тысячи. Подчеркну: речь идет не о полном капремонте, а лишь об отдельных видах работ, например замене лифта или ремонте крыши, - поясняет Кирилл Страхов, президент Фонда развития городского самоуправления "1870".
При этом даже эти пять процентов испытывают постоянные неполадки. Сроки срываются: в прошлом году не выполнены более половины профинансированных работ по ремонту фасадов и треть по ремонту крыш. Хромает качество: за год фонд получил 2820 жалоб жителей на выполненные работы - по две на каждый дом, поясняет эксперт.
Скажем, после капремонта систем электроснабжения жители не могут пользоваться современным бытовым оборудованием в нужном им объеме, особенно в больших коммунальных квартирах постоянно отключается электричество, так как ремонт сетей выполняют по существующей схеме с явно недостаточной для современных условий нагрузкой, а чтобы увеличить мощность, требуется "дополнительное" проектирование и еще один ремонт, приводит пример Галина Белкова, председатель координационного совета АТОС (Ассоциации территориально-общественного самоуправления).
- Налицо и территориальное неравенство. Фонд не публикует отчет о сборах и расходах платежей в разрезе районов и муниципальных округов, но перекос очевиден даже по ордерам на производство работ в течение года. Судите сами: в Центральном районе работы проводились по 237 адресам, в то время как в Выборгском - по 11, в Красносельском - по 13, во Фрунзенском - по 19... Понятно, что фонд руководствуется формальным критерием - возрастом дома. Но старый фонд - малолюдный, а самые густонаселенные районы, которые больше всех платят в "общий котел", оказываются на обочине. Наконец сам фонд "съедает" на собственное содержание 840 миллионов рублей в год, а зарабатывает... всего 177 тысяч рублей, - сетует Страхов.
Очевидно, что систему нужно исправлять, уверяют эксперты. Прежде всего - через создание отдельного счета для каждого дома.
- Но сегодня только 1,5 тысячи домов создали самостоятельные счета, то есть собирают и расходуют деньги на ремонт собственного дома. Жители остальных 21,2 тысячи домов платят в "общий котел" и, соответственно, ни на что не влияют, - дополняет Страхов.
- Нужно не просто повышать суммы в счетах, но и работать над тем, чтобы мотивировать жителей оплачивать растущие счета, не прибегая к инструментам административного давления. Жильцы должны иметь возможность контролировать ход и качество работ, знакомиться с проектной документацией, знать, кому предъявить претензии после окончания ремонта, - резюмирует Белкова.
Галина Белкова, председатель координационного совета АТОС (Ассоциации территориально-общественного самоуправления):
- В программу капремонта должны включать только общее имущество в доме, которое зачастую передается жильцам без технической документации, являющейся неотъемлемой частью договора управления домом. Однако во многих домах таких договоров нет, объект управления неизвестен. С юридической точки зрения неясно, за чье имущество выставляют счет. Так, фонд требует оплатить взносы на ремонт зданий дореволюционной постройки, в том числе памятников. Во многих из них еще десятилетия назад были запланирован, но не проведен комплексный капитальный ремонт. Выставление счета за ремонт жителям таких зданий допускается только после его выполнения.
С 2014 года в России действует система капитального ремонта, финансирование которой основано на взносах собственников жилья. Полученные средства аккумулируются на счете регионального оператора капитального ремонта, который является техническим заказчиком ремонтных работ. В Санкт-Петербурге в программу капитального ремонта включено почти 23 тысячи многоквартирных домов, каждый из которых должен быть полностью отремонтирован в течение 30 лет. Очередность ремонта определяется региональной программой капитального ремонта. В 2019 году минимальный взнос на капитальный ремонт в среднем по России составлял 7,7 рубля, то есть в Санкт-Петербурге взнос был ниже среднего.