Фильм "Умная Маша" может увлечь интеллектуалов ироническим настроем, а тех, кто хочет развлечься, - современной сказкой про борьбу девушки за парня

Была-жила Золушка. Темная, неотесанная, немного хабалка, Чехова не читала, Петрова путала с Водкиным - замарашка. Но полюбила Принца. Он из хорошей семьи, дворец - закачаешься, папа с мамой словечка в простоте не скажут: что ни мудрость, то из Пастернака или даже Бальмонта. Интеллигенты. Возможно, даже аристократы. Невесть откуда взявшиеся в России, но ведь в нашей изумительной жизни все знают, что дворян уже пруд пруди.
Russian WoRld vision

Золушку зовут Машей. Фильм о ней так и называется "Умная Маша". Умная - это когда человек способен на все вопросы отвечать строкой из Есенина или, на худой конец, из Пастернака. Фильм как бы путает ум с умением вовремя включить "Википедию". В этом "как бы", мне кажется, заложена подстава. Режиссер и сценарист Андрей Никифоров предлагает сказку красивую, но лукавую, и понимать ее как есть - себе дороже.

А красота здесь во всем. Женщины - с ума сойти. Парк в аристократическом поместье - что адлерский дендрарий, только без уток. Квартира у родителей принца, как отметила Маша, - сплошной ГУМ. Макияжи тройным слоем и на всех стенах висит по Брейгелю. Сказка и должна быть сказочно красивой - в том ее лукавство.

Интеллектуалов фильм может увлечь ироническим настроем, а тех, кто хочет развлечься, - современной сказкой про борьбу девушки за парня

Это история о том, как Золушка Маша в первой же сшибке с настоящими, коллекционирующими Брейгеля аристократами осознала свое плебейство, но решила взять Принца измором. Решила из замарашки, путающей Петрова с Водкиным, стать эрудиткой, википедкой, всей в белом - то есть умницей. Помог друг детства Лешка - компьютерный гений, претендент на Нобеля. Он внедрил в Машу и заодно в хомячка Жанну такой чип, который Жанну тут же делает продвинутой математичкой, а Маше в нужный момент продиктует любые сведения хоть о Бальмонте, хоть о суггестивности. Представляете, как заговорила тут наша Маша! Ни словечка в простоте - то Бродским изъясняется, то Тарковским, а то и самим Ламартином! И такую лекцию она нам прочитает о квинтэссенции русской жизни Брейгеля, что даже Принц сдастся на милость победительницы, ибо у нее "превалирующий интеллект". Она теперь умеет и диагноз поставить, и змеюку как метафору тут же превратить в живого ужа. Родители суженого покорены, а суженый бросит ради нее свою новую пассию.

Понятно, что пассия этого так не оставит, и у фильма будет еще много крутых разворотов, но спойлерить не стану, тем более что в финале нас ждет такой вираж, до какого не додумались даже в фильмах с Одри Хепберн. Но по ходу картины у меня возникла гипотеза: а что если у нее двойное дно? Пока не нащупаешь первое, кажется, что тебя надувают, потому что это не может быть всерьез. А как только дно покажется - снизу постучат. И сразу спадет пелена - где ложь, а где намек. Такое испытание для зрительских умов, такая шарада, но без Одри Хепберн. Хочешь - оставайся в первом слое, и будет просто сказка про то, как Золушка не мытьем, так катаньем хочет стать Принцессой. А захочешь - услышишь стук снизу, и тогда это будет издевка над интеллигентскими тусовками, где вечно молятся то на Довлатова, то на Бродского как знак аристократизма духа. Злая пародия на тех, кто принимает цитаты из "Википедии" за показатель ума. И смех над убогими представлениями о красивой жизни, над теми, кто принял сказку за быль.

Неуловимость лукавства в этой игре такова, что я дважды посмотрел картину и до сих пор не уверен, что второе дно мне не мерещится, что авторы действительно так тонко издеваются над новым мещанством во дворянстве - с его гаджетами, чипами, вернисажами, с написавшим "Каштанку" Грибоедовым и Бродским в роли сумки Биркин. И с непременной Машей-визажисткой, у которой талия супермодели, локоны Мэрилин Монро и улыбка наконец раскрепостившейся Джоконды.

Вышеупомянутое двойное дно делает фильм универсальным. Интеллектуалов он может увлечь затеей иронически настроенных авторов, но не оставит равнодушными и тех, кто хочет развлечься современной сказкой про борьбу девушки за своего парня, про дамские интриги и волшебные изобретения, всегда готовые сказку сделать былью. Тем более что сказка разыграна хорошими актерами: Ольге Рыжковой прекрасно удаются перевоплощения гадкого утенка в прекрасную лебедку, Артему Ткаченко идет роль застоявшегося и потому слегка утомленного Принца, Марии Шукшиной и Алексею Кортневу - манеры светских предков, любителей малых голландцев. Настасья Самбурская неотразима в роли змеи подколодной, но элегантной. О Ефиме Петрунине в роли гения Лешки умолчу, потому что это уже будет спойлер. А лучше всех - Галина Польских в классическом образе своей в доску бабушки, прибывшей из Лондона. Так что определенного коммерческого успеха "Умная Маша", думаю, легко добьется.

Под занавес должен предупредить, что если при первом просмотре картина интригует, забавляет, иногда смешит и доставляет определенное удовольствие, то второго просмотра она не выдерживает. Это фильм разового употребления. Он и не претендует на долговечность - уже следующее поколение зрителей вряд ли поймет шутку о дамах, похорошевших, как Москва при Собянине.