Какой зритель для артистов самый сложный?
Альфия Абдулина: Дети трех-четырех лет. С пяти они уже нормально сидят, смотрят, а маленьких очень сложно удержать. Конечно, дети бывают разные. Есть очень усидчивые, у нас в театр одного мальчика впервые привели в год и девять месяцев, когда в репертуаре еще не было специальных бэби-спектаклей. Он пересмотрел все постановки в категории 3+, в пять лет пошел на детскую оперу... Но много и тех, кто в четыре-пять лет не может высидеть 30-40 минут. Сейчас стало очень много гиперактивных детей. Они носятся, бывает, по залу, мамы ловят... И другие родители просят вывести таких зрителей, потому что они на самом деле мешают просмотру. Часто мамы переоценивают своих малышей. Приводят их в два с половиной года на спектакль, который лучше смотреть с трех-четырех лет, или в три года - на то, что мы рекомендуем для десятилетних... На наши возражения отвечают: "Мы все это перечитали, мы все понимаем". Но потом, бывает, просто тихонечко уходят во время спектакля.
В театре проводят какую-то специальную работу со зрителем?
Альфия Абдулина: В последнее время проявилась проблема со взрослыми: многие не читают, не знают детской классики. Если 20-30 лет назад детей приводили бабушки советской закалки, то сейчас с ними идут родители - поколение 1990-х. Они спрашивают, про что у нас "Краденое солнце", кто такой Чуковский. Мы стали у себя в соцсетях восполнять эти пробелы - допустим, в день рождения Маршака рассказывать, что он за писатель... Я часто общаюсь с директорами театров из других городов, все жалуются: если название спектакля незнакомое - детей не приведут. Когда мы ставили "Красную шапочку", сделали подзаголовок "Старая сказка на новый лад". Смотрим - ну не идет народ! Оставили короткое название - сразу залы битком... И нас еще спрашивают, отчего режиссеры не ставят пьесы современных драматургов. Потому что родителей не заманить!
Чтобы преодолеть это недоверие взрослых, мы проводили онлайн-читку рассказов, по которым делали одну из постановок. Берите эти записи, включайте ребенку как сказку перед сном, чтобы он знал, про что будет спектакль... Устраиваем предпремьерные посиделки: бесплатно приглашаем всех желающих с детьми на репетиции новых спектаклей, отвечаем на вопросы, спрашиваем, что понравилось, что ребята поняли.
Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят приобщить малыша к театру, но сами в нем не очень-то разбираются?
Альфия Абдулина: Перво-наперво посмотреть, на какой возраст рассчитана постановка.
Читать произведение, по которому поставлен спектакль, необязательно. Зачастую зритель начинает ждать, что на сцене все будет повторено дословно. А спектакль - отдельное произведение по мотивам книги. Если вы хотите, чтобы было "как написано", то достаточно книжки!
Полезно прочесть аннотации к спектаклю, посмотреть фотографии - по ним видна эстетика. Вы же знаете предпочтения своего ребенка: кто-то любит, условно, "Ежика в тумане", а кто-то - "Ну, погоди!". Если возникли какие-то вопросы, обязательно позвоните в театр и задайте их администратору.
Ребенка нужно заранее подготовить, объяснить, что он идет в театр и это праздник. Иногда просят: "А можно мы в куртке посидим?" - ну что вы, в зале жарко... Пусть детки будут нарядными, в новых красивых платьицах и костюмчиках, в сменной обуви (родителям тоже желательно переобуться).
Конечно, стоит объяснить и правила поведения: на спектакле нужно сидеть так, чтобы не мешать соседям. Мы не проводим со зрителем бесед о том, что в зале нельзя есть и шуршать фантиками. Мы делаем акцент на том, что разрешено: реагировать на действие, смеяться, хлопать...