23.11.2022 10:52
Поделиться

Эксперт рассказал, какие культуры повлияли на татарскую музыку

Геннадий Макаров, этномузыковед, педагог, кандидат искусствоведения, в своих исследованиях татарской музыки и истории ее развития выделяет несколько культурных пластов, каждый из которых по-своему уникален и важен для создания полной картины формирования искусства Поволжья.
Геннадий Макаров сам изготавливает этнические инструменты, например гусли.
Геннадий Макаров сам изготавливает этнические инструменты, например гусли. / Из личного архива Геннадия Макарова

Немного истории

Геннадий Михайлович, с чего начался ваш интерес к этнической музыке?

Геннадий Макаров: С раннего детства от мамы и от бабушки я слышал рассказы об исполнителях народной музыки и старинных инструментах. В то время в деревнях еще жили мастера, умеющие их изготавливать. С одним из них, Иваном Черкасовым, мне довелось познакомиться несколько позже. Он еще по старинным канонам делал гусли, думбры, кыл-кубызы. Сегодня, к сожалению, это искусство в значительной степени утеряно. Ушли в историю танбур - струнный инструмент с длинным грифом, ударный инструмент дандалай, похожий на гонг, дэф - разновидность бубна, давыл - разновидность военных барабанов.

А какие инструменты считаются татарскими национальными сегодня?

Геннадий Макаров: Что такое национальный инструмент, определить достаточно непросто. Одни забываются, постоянно появляются новые инструменты. Например, гармошка и баян в татарской культуре появились только 150 лет назад, но сегодня нашу музыку без них трудно представить.

Не так давно в Поволжье пришли из Европы гитара и мандолина. А в доевропейский период популярные струнные инструменты - это думбра, многострунный канун, а из доисламского периода дошел ятаган как элемент буддийской культуры.

До сего времени сохраняется традиция игры на псалтиревидных гуслях. В Поволжье гусли пришли вместе с христианской культурой из Новгорода. Примерно в 14-15-е века во время миссии Стефана Великопермского - святителя Пермской земли. Гусли прижились среди марийцев, чувашей, удмуртов и кряшен.

Вы упомянули доисламский период. А сколько всего временных эпох можно выделить в истории развития татарской музыки?

Геннадий Макаров: Это банально просто: Древний мир, Средневековье и Новое время. На протяжении этих эпох происходили процессы взаимовлияния различных культур: тюркской, иранской, славянской, западноевропейской. В Средневековье, в период Казанского ханства, сосуществовали две культуры: простонародная и дворцовая элитарная.

Это было время сильного влияния среднеазиатской иранской культуры. Среди татарской знати считалось престижным говорить на фарси. В господских домах пели и играли музыку в подражание музыкально-поэтическим традициям Бухары и Герата.

Например, казанский хан Мухаммед-Эмин дружил с Алишером Навои, и они регулярно отсылали друг другу подарки: ювелирные украшения, книги, музыкальные инструменты, музыкантов. Необходимо отметить, что иранская культура в тот период имела большее влияние на татар, чем арабская, и была для татарской знати тем же, чем позже стала французская культура для русских дворян.

В целом вопрос "Что такое этническая музыка?" очень сложен. Если мы говорим о наследии Болгара, то надо понимать, что речь идет не о едином народе, а о территории, населенной разными этническими группами, испытывавшими культурное влияние с разных сторон. Так было всегда. В древности на тюркские народы оказывала сильное влияние китайская культура, и это продолжалось вплоть до появления в Поволжье ислама.

А к началу 19-го века возникла европейская культурная экспансия. В Поволжье проникли западные музыкальные инструменты. В значительной степени это происходило через взаимодействие с русской музыкальной культурой.

Возвращение к истокам

Какую музыку сегодня играют на площадках Татарстана?

Геннадий Макаров: Наша с вами современность отличается мультикультурализмом. Сегодня границы культурной идентичности молодежи существенно раздвинуты. В музыкальных группах, исполняющих татарскую музыку, вполне могут играть русские музыканты, и наоборот. На казанских концертных площадках нетрудно услышать любителей ирландской и индийской музыки. Сегодня каждый играет то, что ему нравится, и на наших глазах создается новый музыкальный слой.

Традиционная аутентичная музыка ушла в прошлое?

Геннадий Макаров: Прежде всего этническая музыка - сложное многогранное явление. Взять, к примеру, этнический фольклор - то, что пели и играли испокон веков в общинной обрядовой культуре. Затем во второй половине 19-го века стала формироваться национальная культура, появился единый разговорный и литературный язык и общие популярные песни.

Национальная музыка - это собирательный образ, который в значительной степени формировался на профессиональной сцене. Если этническая музыка состоит из множества диалектных песенных вариантов, то национальная песня знакома всему национальному сообществу.

Сегодня музыканты снова начали обращаться к историческому музыкально-поэтическому наследию. Стали чаще звучать тюркские этнические инструменты и старинные напевы под аккомпанемент восточных средневековых инструментов.

К ним проявляет интерес молодежь, и эти традиции начинают возвращать свою популярность. Но есть проблемы с изготовлением и приобретением инструментов. В Татарстане только начинает формироваться гильдия мастеров-изготовителей, разбирающихся в звуке и технике обработки дерева.

В 2005-2007-х годах я читал лекции по изготовлению этнических инструментов на кафедре декоративно-прикладного искусства в Казанском государственном институте культуры. Надеюсь, что мои знания еще окажутся востребованными.

Объект исследования

Геннадий Михайлович, вы ведь не только педагог и музыкант, но еще и фольклорист-исследователь.

Геннадий Макаров: Исследование фольклора и музыкальных традиций - мое профессиональное увлечение. Свою первую работу в этой области я написал в 17 лет. Она была посвящена анализу музыкальных инструментов, которые упоминались в поэме "Сказание о Йусуфе" Кул Гали, в других произведениях средневековых авторов Волго-Уральского региона.

Ученый секретарь Института языка, литературы и истории имени Галимджана Ибрагимова Хасан Хайри в своем ответном письме очень положительно отозвался о моей еще юношеской работе. Это также подтолкнуло меня к идее заняться серьезными исследованиями.

Позже мне довелось общаться с Махмутом Нигмедзяновым. Он тогда работал в Казанской консерватории и занимался исследованиями татарской музыки. Его статьи произвели на меня большое впечатление в плане формирования собственных исследований.

Что вы можете сказать об общем образе и состоянии татарского искусства как ученый-исследователь?

Геннадий Макаров: На сегодняшний день большинство людей представляют национальное искусство прежде всего как сценический образ. Например, это "Туган тел", "Тафтиляу", "Аллюки". Их знают все татары от Сахалина до Калининграда. Это песни общенационального пласта культуры начала 20-го века.

Кроме них, в регионах есть реликты диалектного этнического искусства, имеющие более глубокие исторические корни. Казалось бы, мы должны их изучать и включать в оборот современной культуры. Но увы... У нас утеряно много диалектной музыки, и этот процесс продолжается. Например, сегодня трудно представить себе понятие "старинные классические мишарские напевы". К сожалению, этнические слои искусства мы почти потеряли.

Если мы начнем разделять классические мишарские и классические кряшенские песни, не приведет ли это к расколу татарской культуры?

Геннадий Макаров: Эти опасения беспочвенны. Татары имеют сложившуюся мощнейшую общенациональную культуру, которую уже никто не сможет разделить. А этническое искусство - это наши первичные корни. Если, пытаясь сохранить верхнюю часть дерева, мы позволим усохнуть ее нижней корневой части, то и верх проживет недолго. Это означает, что для развития национального искусства необходимо сохранять первоисточники, то есть этническую корневую систему.