Постановка далеко не рядовая по нескольким параметрам. Во-первых, актеры водят королевских марионеток. С такими в России мало где работают, а вот за границей ставят даже оперные спектакли. Во-вторых, спектакль в двух действиях (обычные длятся 45 минут), причем во время антракта церемониймейстер, а он полноправный живой персонаж, занимает зрителей: обучает манерам и танцам. Также во время перерыва публика может вблизи увидеть хрустальную туфельку.
Инициаторами проекта, режиссерами и даже художниками выступили актеры Башкирского театра кукол Надежда Беззубова и Александр Верхоземский в содружестве с режиссером Викторией Щербаковой. Они исполнили свою давнюю мечту - подарить публике "Золушку", но не с простыми куклами, а с марионетками на длинных нитях с крестовиной. Когда свет падает определенным образом, зрители могут увидеть, что марионетки висят на множестве капроновых нитей. И остается только поражаться мастерству кукловодов, которые ловко управляют этой сложной системой.
Марионеток, а их в спектакле 21, напечатали на 3D-принтере в Санкт-Петербурге, в мастерской Урала и Артура Гильмановых. Раскрасили уже в Уфе. Здесь же сшили великолепные костюмы из шелка, шифона, сатина. Для Золушки даже три. Два из них - "на выход".
Для управления марионетками артистам пришлось обучиться работе на шестиметровой высоте.
Дошедший до нас в изложении Шарля Перро "бродячий сюжет" о бедной девушке с добрым сердцем, которая нежданно обрела счастье, известен всем. Но каждый раз даже взрослые с замиранием сердца следят за тем, как он разворачивается. Не стал исключением и этот спектакль. О детях и говорить не стоит - сидят с открытыми ртами. Ведь на сцене происходят настоящие чудеса: то на серпе месяца спускается с небес фея, то тыква превращается в карету, мыши - в лошадей, а ящерица - в кучера.
Действо разворачивается на всем пространстве сцены с яркими декорациями на фоне сказочно-волшебной музыки (композитор Владислав Савватеев). Некоторые эпизоды, в том числе примерки хрустальной туфельки, представлены в технике теневого театра. Куклы "играют" так искусно, что, кажется, видишь, как меняются выражения их лиц. И двигаются они, как живые.
Первые зрители в один голос сказали, что "Золушка" станет визитной карточкой Башкирского государственного театра кукол.
Надежда Беззубова, Александр Верхоземский и Виктория Щербакова не впервые стремятся реализовать возможности театра кукол. Ведь куклам подвластно многое. Так, несколько лет назад они поставили спектакль "Петрушка", где главный герой предстает в своем изначальном амплуа - трикстера. Кукол, удивительно похожих на свои прототипы, артисты слепили сами, а расписывать и одевать их помогли сотрудники цехов театра.
Кстати
Билеты на премьеру и декабрьские спектакли раскуплены давно. Но в январе увидеть "Золушку" не удастся. Пока родное здание находится на реконструкции, театр кукол "квартирует" на малой сцене театра оперы и балета, у которого в новогодние каникулы здесь запланированы собственные выступления.