На кинофестивале в Краснодаре зрители увидели, как рождается армия

Почти 200 работ было представлено в конкурсной программе состоявшегося в столице Кубани Международного православного кинофестиваля "Вечевой колокол". Победителями стали ленты, посвященные событиям в Донбассе и на Юго-Востоке Украины. Сегодня они у всех на слуху, поэтому так ценно стремление авторов осмыслить происходящее, как это сделал известный краснодарский режиссер Валерий Тимощенко.
Подразделение, сформированное из обычных ребят, стало одним из самых боеспособных на донбасском фронте
Подразделение, сформированное из обычных ребят, стало одним из самых боеспособных на донбасском фронте / Кадр из фильма "Донбасс. Резервный полк"

С 2014 года у него было 16 командировок на войну, которые он выписывал себе сам. О Донбассе это уже третий его фильм. Снимать помогали друзья-ополченцы, которых доцент ВГИКа, один из самых известных российских документалистов, обучил обращаться с камерой.

- Все они - близкие мне люди, иногда кажется, что лучшие на свете, мы уже навсегда семьями дружим, - признается мастер. - Они приняли меня и доверились. Почти все пострадали: сами или их семьи. И чем дальше, тем становились все более реальными и полноценными соавторами.

Он раздал шесть камер солдатам, чтобы те фиксировали на них свою окопную жизнь. Фамилии народных операторов указаны в титрах. Кто еще так достоверно способен снять бой, как не его участники? Сами они воспринимают полученное задание как некую миссию: чтобы те, кто пойдут следом, не повторяли ошибок. Так считает и Тимощенко.

- В моей жизни, поверьте, не было более мощного материала, такого сосредоточения подлинных трагических человеческих историй, - говорит он. - Простые русские парни внутри войны, сумевшие остаться людьми в нечеловеческих условиях. Для каждого из них неотвратимой ясностью стало, что, если противник войдет в Луганск, они в живых точно не останутся. Иного выбора не было - только вперед.

Его "Луганская повесть" получила приз имени Александра Сидельникова "За лучшую режиссуру документального фильма" на международном форуме "Золотой Витязь" (2019 г.) и приз "За личное мужество при съемке документального кино" кинофестиваля "Россия" в Екатеринбурге (2018 г.). А работа "Донбасс. Близкие люди" была признана лучшим полнометражным фильмом на фестивале "Россия" (2020 г.) и удостоена награды "Золотой витязь" (2022 г.). Премьера его второго фильма о Донбассе в феврале нынешнего года прошла в редакции "Российской газеты" в Москве ("Они сражались за Родину" - "РГ" от 21.02.22 г.) По словам режиссера, он хотел рассказать, как из обычных колхозников и шахтеров рождается настоящая армия. Его герои передали отснятый материал режиссеру. Валерий считает, что двое из шестерых научились снимать просто блестяще:

- Но снять бой - не главное: важно показать человека, который остается таковым в нечеловеческих условиях. А это проявляется каждый раз по-своему, неповторимо. А еще хотелось показать, что русское сердце не остыло и есть люди, способные постоять за наш язык, веру и достоинство человека.

Валерий уже думал, что завершил эту историю, но 24 февраля, спустя три дня после этой премьеры, началась специальная военная операция.

- И я решил, что должен дальше прослеживать судьбу своих героев, и снова поехал в Донбасс, - продолжает он. - Пропуском становились мои фильмы, которые видели люди. Сразу начал искать своих героев. Выяснилось, что полковник Владислав Багринцев (позывной Казак) назначен командиром резервного полка, а Сергей Сивак (позывной Югослав) стал его замом. Полк был сформирован буквально за пару дней. В состав резервистов попало достаточно много случайных людей, неспособных не то что оружие в руках держать, но и переход выдержать. А он предстоял достаточно сложный - зимой, по бездорожью, в чем я убедился, пройдя по их пути. Потом несколько раз возвращался в полк. Снова приобрел видеокамеры, раздал их, научил новичков снимать. С помощью краснодарских друзей купил для них рации, тепловизоры и другие необходимые солдатам вещи. Вокруг шли ожесточенные бои, рвались мины и снаряды. Резервисты воевать на первой линии не должны, но война диктует свои условия. Парни под началом замечательных командиров быстро набирались опыта. Фильм посвящен их судьбам. Он о том, как резервный полк, сформированный из испуганной толпы, стал одним из самых боеспособных подразделений, которое успешно воюет сейчас вместе с бойцами профессиональной армии.

Резервисты 208-го полка освобождали Рубежное, Кременную, Северодонецк, Лисичанск и последними выходили из Красного Лимана в ДНР. А сейчас вместе с кубанскими казаками продолжают держать оборону в окрестностях Красного Лимана.

- Я не думал, что фильм станет таким чудовищно актуальным, - признается режиссер. - Он рассказывает, как благодаря опытным командирам удалось преодолеть проблемы, которые, увы, имели место в начале боевых действий. На мой взгляд, это кино нужно показывать не только в фестивальных залах, но и там, где готовятся сейчас наши резервисты. Чтобы они видели реальность и не повторяли ошибок.

В фильме Тимощенко кадры нынешних боев сменяются хроникой 1940-х годов. На их фоне звучит голос Левитана: "Говорит Москва! Войска Южного и Юго-Западного фронтов в результате умелого маневра и стремительного наступления одержали крупную победу в Донецком бассейне над немецкими захватчиками! Сломив сопротивление врага, наши войска в течение шести дней с боями овладели городами Дебальцево, Иловайск, Лисичанск, Енакиево, Горловка, Чистяково, Славянск, Артемовск, Краматорское, Константиновка, Макеевка, Красноармейское, Ясиноватая".

Звонит колокол. Солдат Великой Отечественной играет в землянке на баяне, а в кадре проходят фотографии бойцов войны минувшей и нынешней.

Премьера фильма "Донбасс. Резервный полк" прошла в Краснодаре при полном аншлаге. В зале - казаки, студенты, курсанты военных училищ. Рядом сидят молодежь и ветераны. И волнения никто не скрывал.

- Комок в горле до сих пор сто- ит, - признается краснодарка Елена Гладышева. - Мой отец, Леонид Николаевич Ефимов, за форсирование Днепра получил звание Героя Советского Союза. Он был командиром взвода, был тяжело ранен, чудом выжил, а все его ребята по- гибли. Там действительно вся земля русской кровью полита. Разве можно забыть об этом?

В свое время Валерий Тимощенко много снимал об истории Великой Отечественной войны. В его цикле "Чистая Победа" 12 фильмов о самых разных эпизодах войны. Почти все они были показаны на федеральном канале "Культура". А вот его последние работы на ТВ пока не увидишь: правда о Донбассе там пока не востребована. К зрителям подобные фильмы попадают благодаря фестивалям документального кино. Только в ноябре картины Тимощенко посмотрели в Екатеринбурге, Краснодаре и Омске.

"Вечевой колокол"

XXIV Международный фестиваль православных фильмов "Вечевой колокол" проходил в Краснодаре в формате "Фестиваль фестивалей". 179 картин из России, Сербии и Беларуси представляли государственные и независимые кино- и телекомпании, студии, авторские коллективы и авторы, снимающие православное и патриотическое кино. Организатором форума традиционно стал государственный Кубанский казачий хор совместно с Кубанской митрополией РПЦ при поддержке администрации Краснодарского края.

Свыше шести тысяч зрителей посмотрели фестивальные картины. Жюри определило победителей в 20 номинациях. Гран-при "Вечевого колокола" была удостоена документальная работа московского режиссера Анастасии Екимовой - "Война и мир отца Зосимы". Лента краснодарского режиссера Валерия Тимощенко "Донбасс. Резервный полк" была признана лучшим патриотическим фильмом.

Валерий Тимощенко: Снять бой - не главное: важно показать человека, который остается таковым в нечеловеческих условиях. Фото: Из архива Валерия Тимощенко
Справка "РГ"

Валерий Тимощенко родился в Краснодаре в 1959 году. В 1981-м окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Режиссер-документалист, сценарист, журналист и продюсер. В 1989-м командовал Новороссийским спасательным отрядом во время ликвидации последствий землетрясения в Армении. За серию статей об этих событиях получил премию Союза журналистов СССР "За лучшую работу года". Как журналист и оператор снимал боевые действия во время военных конфликтов в Карабахе, Абхазии, Чечне, Южной Осетии, Донбассе.

В настоящее время - директор ООО "Краснодарская киностудия им. Н. Минервина", член правления Союза кинематографистов России, председатель Краснодарского краевого отделения Союза, почетный кинематографист РФ. Автор более чем 35 документальных фильмов и более 50 телепрограмм. Лауреат многочисленных российских и международных кинофестивалей, признанный авторитет в российском документальном кинематографе.