С 2014 года у него было 16 командировок на войну, которые он выписывал себе сам. О Донбассе это уже третий его фильм. Снимать помогали друзья-ополченцы, которых доцент ВГИКа, один из самых известных российских документалистов, обучил обращаться с камерой.
- Все они - близкие мне люди, иногда кажется, что лучшие на свете, мы уже навсегда семьями дружим, - признается мастер. - Они приняли меня и доверились. Почти все пострадали: сами или их семьи. И чем дальше, тем становились все более реальными и полноценными соавторами.
Он раздал шесть камер солдатам, чтобы те фиксировали на них свою окопную жизнь. Фамилии народных операторов указаны в титрах. Кто еще так достоверно способен снять бой, как не его участники? Сами они воспринимают полученное задание как некую миссию: чтобы те, кто пойдут следом, не повторяли ошибок. Так считает и Тимощенко.
- В моей жизни, поверьте, не было более мощного материала, такого сосредоточения подлинных трагических человеческих историй, - говорит он. - Простые русские парни внутри войны, сумевшие остаться людьми в нечеловеческих условиях. Для каждого из них неотвратимой ясностью стало, что, если противник войдет в Луганск, они в живых точно не останутся. Иного выбора не было - только вперед.
Его "Луганская повесть" получила приз имени Александра Сидельникова "За лучшую режиссуру документального фильма" на международном форуме "Золотой Витязь" (2019 г.) и приз "За личное мужество при съемке документального кино" кинофестиваля "Россия" в Екатеринбурге (2018 г.). А работа "Донбасс. Близкие люди" была признана лучшим полнометражным фильмом на фестивале "Россия" (2020 г.) и удостоена награды "Золотой витязь" (2022 г.). Премьера его второго фильма о Донбассе в феврале нынешнего года прошла в редакции "Российской газеты" в Москве ("Они сражались за Родину" - "РГ" от 21.02.22 г.) По словам режиссера, он хотел рассказать, как из обычных колхозников и шахтеров рождается настоящая армия. Его герои передали отснятый материал режиссеру. Валерий считает, что двое из шестерых научились снимать просто блестяще:
- Но снять бой - не главное: важно показать человека, который остается таковым в нечеловеческих условиях. А это проявляется каждый раз по-своему, неповторимо. А еще хотелось показать, что русское сердце не остыло и есть люди, способные постоять за наш язык, веру и достоинство человека.
Валерий уже думал, что завершил эту историю, но 24 февраля, спустя три дня после этой премьеры, началась специальная военная операция.
- И я решил, что должен дальше прослеживать судьбу своих героев, и снова поехал в Донбасс, - продолжает он. - Пропуском становились мои фильмы, которые видели люди. Сразу начал искать своих героев. Выяснилось, что полковник Владислав Багринцев (позывной Казак) назначен командиром резервного полка, а Сергей Сивак (позывной Югослав) стал его замом. Полк был сформирован буквально за пару дней. В состав резервистов попало достаточно много случайных людей, неспособных не то что оружие в руках держать, но и переход выдержать. А он предстоял достаточно сложный - зимой, по бездорожью, в чем я убедился, пройдя по их пути. Потом несколько раз возвращался в полк. Снова приобрел видеокамеры, раздал их, научил новичков снимать. С помощью краснодарских друзей купил для них рации, тепловизоры и другие необходимые солдатам вещи. Вокруг шли ожесточенные бои, рвались мины и снаряды. Резервисты воевать на первой линии не должны, но война диктует свои условия. Парни под началом замечательных командиров быстро набирались опыта. Фильм посвящен их судьбам. Он о том, как резервный полк, сформированный из испуганной толпы, стал одним из самых боеспособных подразделений, которое успешно воюет сейчас вместе с бойцами профессиональной армии.
Резервисты 208-го полка освобождали Рубежное, Кременную, Северодонецк, Лисичанск и последними выходили из Красного Лимана в ДНР. А сейчас вместе с кубанскими казаками продолжают держать оборону в окрестностях Красного Лимана.
- Я не думал, что фильм станет таким чудовищно актуальным, - признается режиссер. - Он рассказывает, как благодаря опытным командирам удалось преодолеть проблемы, которые, увы, имели место в начале боевых действий. На мой взгляд, это кино нужно показывать не только в фестивальных залах, но и там, где готовятся сейчас наши резервисты. Чтобы они видели реальность и не повторяли ошибок.
В фильме Тимощенко кадры нынешних боев сменяются хроникой 1940-х годов. На их фоне звучит голос Левитана: "Говорит Москва! Войска Южного и Юго-Западного фронтов в результате умелого маневра и стремительного наступления одержали крупную победу в Донецком бассейне над немецкими захватчиками! Сломив сопротивление врага, наши войска в течение шести дней с боями овладели городами Дебальцево, Иловайск, Лисичанск, Енакиево, Горловка, Чистяково, Славянск, Артемовск, Краматорское, Константиновка, Макеевка, Красноармейское, Ясиноватая".
Звонит колокол. Солдат Великой Отечественной играет в землянке на баяне, а в кадре проходят фотографии бойцов войны минувшей и нынешней.
Премьера фильма "Донбасс. Резервный полк" прошла в Краснодаре при полном аншлаге. В зале - казаки, студенты, курсанты военных училищ. Рядом сидят молодежь и ветераны. И волнения никто не скрывал.
- Комок в горле до сих пор сто- ит, - признается краснодарка Елена Гладышева. - Мой отец, Леонид Николаевич Ефимов, за форсирование Днепра получил звание Героя Советского Союза. Он был командиром взвода, был тяжело ранен, чудом выжил, а все его ребята по- гибли. Там действительно вся земля русской кровью полита. Разве можно забыть об этом?
В свое время Валерий Тимощенко много снимал об истории Великой Отечественной войны. В его цикле "Чистая Победа" 12 фильмов о самых разных эпизодах войны. Почти все они были показаны на федеральном канале "Культура". А вот его последние работы на ТВ пока не увидишь: правда о Донбассе там пока не востребована. К зрителям подобные фильмы попадают благодаря фестивалям документального кино. Только в ноябре картины Тимощенко посмотрели в Екатеринбурге, Краснодаре и Омске.
XXIV Международный фестиваль православных фильмов "Вечевой колокол" проходил в Краснодаре в формате "Фестиваль фестивалей". 179 картин из России, Сербии и Беларуси представляли государственные и независимые кино- и телекомпании, студии, авторские коллективы и авторы, снимающие православное и патриотическое кино. Организатором форума традиционно стал государственный Кубанский казачий хор совместно с Кубанской митрополией РПЦ при поддержке администрации Краснодарского края.
Свыше шести тысяч зрителей посмотрели фестивальные картины. Жюри определило победителей в 20 номинациях. Гран-при "Вечевого колокола" была удостоена документальная работа московского режиссера Анастасии Екимовой - "Война и мир отца Зосимы". Лента краснодарского режиссера Валерия Тимощенко "Донбасс. Резервный полк" была признана лучшим патриотическим фильмом.
Валерий Тимощенко родился в Краснодаре в 1959 году. В 1981-м окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Режиссер-документалист, сценарист, журналист и продюсер. В 1989-м командовал Новороссийским спасательным отрядом во время ликвидации последствий землетрясения в Армении. За серию статей об этих событиях получил премию Союза журналистов СССР "За лучшую работу года". Как журналист и оператор снимал боевые действия во время военных конфликтов в Карабахе, Абхазии, Чечне, Южной Осетии, Донбассе.
В настоящее время - директор ООО "Краснодарская киностудия им. Н. Минервина", член правления Союза кинематографистов России, председатель Краснодарского краевого отделения Союза, почетный кинематографист РФ. Автор более чем 35 документальных фильмов и более 50 телепрограмм. Лауреат многочисленных российских и международных кинофестивалей, признанный авторитет в российском документальном кинематографе.