Семья десятиклассника оспорит штраф за аппликацию в виде свастики

Директор одной из школ под Курганом заявила в полицию на ученика, у которого на уроке в книге нашли аппликацию в виде фашистской свастики. По словам подростка, он этого не делал, но комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при районной администрации ему не поверила. Школьнику выписали тысячу рублей штрафа за публичную демонстрацию нацистской атрибутики, запрещенной в России. Родители десятиклассника считают вину недоказанной и собираются оспорить штраф в суде.
В Екатеринбурге показали уникальную выставку "Нюрнберг. Начало мира". Автор иллюстраций советский график Николай Жуков присутствовал на Нюрнбергском процессе и сделал более двухсот рисунков. Знакомство с таким историческим материалом - вот неформальное мероприятие, направленное на воспитание патриотизма у детей.
В Екатеринбурге показали уникальную выставку "Нюрнберг. Начало мира". Автор иллюстраций советский график Николай Жуков присутствовал на Нюрнбергском процессе и сделал более двухсот рисунков. Знакомство с таким историческим материалом - вот неформальное мероприятие, направленное на воспитание патриотизма у детей. / Татьяна Андреева/РГ

Преступление или правонарушение?

Впервые эту историю обнародовал в Сети Родительский комитет Курганской области, он же намерен защищать школьника в суде. Председатель комитета Юрий Леонов детально разбирался в ситуации. Он рассказал "РГ", что инцидент произошел на уроке литературы. В классе знакомились с произведением Тургенева "Отцы и дети". Проходя мимо парты нашего героя, учительница увидела в книге наклеенный из стикеров нацистский знак. Педагог взяла книгу и показала всему классу: смотрите! Затем передала книгу классному руководителю, та доложила директору, директор вызвала полицию. Инспектор составила протокол, содержание которого позже почти слово в слово перекочевало в протокол комиссии по делам несовершеннолетних. Правда, никаких подробностей ЧП в документе нет. Просто сказано: проверкой установлено, что с 20 сентября по 10 октября подросток наклеил в книге "Отцы и дети", взятой из школьной библиотеки, "аппликацию стикерами розового цвета в виде фашистской символики в доступной форме для просмотра неограниченному кругу лиц". Таким образом, в действиях несовершеннолетнего усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3, часть 1 КоАП РФ.

- Осуждаем действия администрации школы, - категорично заявили в общественной организации. - Вместо того чтобы объяснить, научить, они, не имея достаточных доказательств, решили испортить судьбу подростка.

По словам главы Родительского комитета, никто не видел, что именно этот ученик наклеил стикеры, а тем более публично демонстрировал запрещенную атрибутику. Но, даже если мальчик совершил глупость со стикерами, стоит ли сразу бежать в полицию?

- Вы знаете, я тоже работал учителем, а потом десять лет директором школы, - поделился Юрий Леонов. - Каких только случаев не было! То кто-то мебель сломает, то подерется, то матом выругается, но мне и в голову не могло прийти писать заявления в полицию. Мы с детьми беседовали, учили на примерах, почему так делать нельзя. А тут, получается, даже не разобрались толком, а уже обвиняют в преступлении. Да, именно в преступлении, как написал департамент образования. Учителя прикрываются законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", обязывающим их по каждому подозрительному факту докладывать "наверх". В таком случае необходимо хотя бы научиться разбираться, правонарушение это, преступление или дисциплинарный проступок.

Штраф для профилактики

Родители десятиклассника, конечно, расстроены и не верят, что их сын способен на такое. По словам отца, принципиально важно доказать невиновность сына в суде: ярлык, который пытаются повесить, может отразиться на его будущей карьере. При любом запросе в правоохранительные органы эта история обязательно всплывет, независимо от того, поставят мальчика на учет или нет.

Между тем уполномоченный по правам ребенка в Курганской области Алена Лопатина с подобным утверждением не согласна.

- Привлечение к административной ответственности прежде всего повод для своевременного проведения профилактических мер, - сообщила "РГ" детский омбудсмен. - Гораздо опаснее для его дальнейшей судьбы оставить такие факты без внимания. Думаю, всем нам, органам системы профилактики, педагогам, необходимо задуматься и общими усилиями не допустить распространения опасной идеологии в юношеской среде.

Алена Лопатина отмечает: учителя и раньше замечали у парня повышенный интерес к запрещенной символике. Он очень активен в школьной жизни, а в патриотических мероприятиях не участвует. То же самое, кстати, утверждают и в региональном департаменте образования и науки.

- Старшеклассник неоднократно рисовал запрещенные знаки и не реагировал на замечания педагогов, - прокомментировали в ведомстве. - Беседы учителей с ним и его мамой не возымели никакого действия. Таким образом, информация в паблике Родительского комитета о том, что у школы не было причин и оснований наказывать школьника, не соответствует действительности. И "детская шалость", как выражается Родительский комитет, уже завтра могла бы обернуться большой трагедией. Еще свежи в памяти недавние трагические события: молодой человек, безжалостно расстрелявший детей в одной из школ страны, тоже рисовал запрещенные символы и на первый взгляд "не представлял угрозы для общества". Считаем действия администрации школы своевременными и правильными. Распространение запрещенных знаков и символов в нашей стране - преступление, за которое виновный обязательно должен понести наказание.

Возраст с особенностями

Получается, юноша ведет двойную жизнь: дома - пай-мальчик, а в школе пропагандирует нацизм? Может такое быть? Разбирались с руководителем центра психологической помощи в Кургане Алексеем Дудником.

Алексей Вячеславович, можете оценить поведение подростка с точки зрения психологии?

Алексей Дудник: Для объективной оценки не хватает контекста. Что по факту нам известно? Учительница обнаружила в библиотечной книге изображение в виде запрещенного нацистского знака. Из материалов в открытых источниках непонятно, как он появился: подросток его выложил стикерами или кто-то другой. Подобное увлечение ниоткуда не появляется. Наверное, он должен был общаться с единомышленниками, а может, состоять в каких-то группах, читать определенную литературу. Вряд ли это осталось бы незамеченным в семье и школе. Наконец, мы не знаем всех обстоятельств дела. Например, какие отношения были у ученика с учительницей? Почему она, увидев наклейку, сразу определила автора и дала делу официальный ход, а не оставила парня, к примеру, после уроков и не спросила: "А ты вообще понимаешь, что такое фашизм? Не понимаешь? Ну, значит, здесь и моя недоработка. Организую-ка я вам классный час, и мы вместе посмотрим фильм "Обыкновенный фашизм". После этого ни у одного психически здорового человека не возникнет желания рисовать свастику.

Я читала характеристику этого мальчика. Идеальный ребенок! Прилежный, активный, любознательный, творческий, дисциплинированный, хорошо учится, участвует в предметных олимпиадах и занимает призовые места. По характеру уравновешенный, самостоятельный, коммуникабельный, без вредных привычек. Интересно, что характеристику подписала директор, вызвавшая полицию. Получается, в школе, где мальчишка учился с 1-го класса, его проглядели? Был хорошим и вдруг стал плохим?

Алексей Дудник: Характеристикам не всегда стоит верить - в большинстве их пишут по шаблону. Кого ни возьми, ну прямо хоть в космос запускай, так все замечательно. В данном случае надо учитывать и психологические особенности возраста. Подросток - это всегда бунт, конфликты и осложнения. Молодым людям, как правило, хочется самоутвердиться, выделиться. Одни это делают за счет успехов в учебе, спорте, общественной работе, а другие идут по линии эпатажа, скандальных выходок. С другой стороны, 17 лет - уже взрослый человек, он должен отвечать за свои поступки и отчетливо понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Я зашла на страничку школы в Сети и порадовалась, как много в ней проводится патриотических мероприятий. Но меня смутило, что почти каждое сообщение начинается со слов: "В рамках модельного плана воспитательных мероприятий образовательных организаций Курганской области". От этих модельных планов веет формализмом. Может, в этом дело?

Алексей Дудник: Так часто бывает: мероприятий много, а толку мало. Любая деятельность, которая формализуется, рискует превратиться в бюрократию. Конечно, мероприятия патриотической направленности нужны, но не для галочки. Молодежь тонко чувствует фальшь. Если с ней неискренно разговаривать, она быстро научится лицемерить. В итоге имеем то, что имеем.

Надеемся, суд разберется в этой непростой истории и вынесет справедливое решение. Он состоится уже через несколько дней.

Какие символы запрещены

В целях сохранения памяти о защитниках родины федеральным законом № 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в России запрещено использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской или сходной с ней атрибутики или символики. Исключение составляют лишь случаи, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма. К нацистской символике и атрибутике относятся знамена, значки, свастика, эмблемы, атрибуты униформы, приветственные жесты, пароли и другие отличия, которые использовали национал-социалистическая партия Германии и фашистская партия Италии.

За использование отличительных знаков нацистских и экстремистских организаций установлена административная ответственность (статья 20.3 КоАП РФ).

Список экстремистских и террористических организаций опубликован на сайте Национального антитеррористического комитета