Режиссер Елена Турова: Детское кино нужно уравнять с патриотическим

Елена Турова: Настоящим сюрпризом для зрителей стала премьера российских "Волшебников".
Елена Турова: Настоящим сюрпризом для зрителей стала премьера российских "Волшебников". / Виталий Пивоварчик
Итоги двадцать восьмого Минского международного кинофестиваля "Лiстапад" подведены. Уже не секрет: Гран-при - у российской картины "Здоровый человек" Петра Тодоровского. Однако безусловным победителем в этом соревновании все равно вышел зритель, который целую неделю имел возможность смотреть в Минске лучшее фестивальное кино со всего мира.

Известный белорусский режиссер, сценарист Елена Турова в этом сезоне впервые возглавила на фестивале конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории "Лiстападзiк". В прошлом году Елена Викторовна была в составе жюри, а чуть ранее ее картина "Киндер-Вилейское привидение" взяла Гран-при детского конкурса. Почему на "Лiстападзiке" два года подряд побеждают российские фильмы? Правда ли, что производство хорошего детского кино обходится его создателям существенно дороже, чем, например, любовной драмы? И должны ли фильмы для детей и подростков быть для киностудий в приоритете? Об этом и не только после окончания "Лiстапада" мы поговорили с Еленой Туровой.

Елена Викторовна, скажите честно, что проще: организовывать фестиваль или судить?

Елена Турова: Заниматься организацией фестиваля однозначно намного ответственнее и сложнее, чем быть его участником или членом жюри. Потому что работа начинается задолго до самого фестиваля, и это крайне напряженное и ответственное время. Чтобы за три дня "Лiстападзiка" показать зрителям 7 картин, мы отсмотрели более 400 работ, можете себе представить? Это действительно огромный труд.

Все ли получилось так, как вы задумывали?

Елена Турова: К сожалению, в силу разных причин не все картины получилось взять в итоговую программу. Так, скажем, мы готовы были представить зрителям чудесный французский мультфильм "Маленький Николя". Но он вышел в прокат раньше, чем начался "Лiстападзiк". А у нас жесткий регламент, конкурсные фильмы не должны демонстрироваться до фестиваля - это одно из главных условий. Кроме того, некоторые работы пришлось вычеркнуть лишь потому, что они создавались в 2019-2020 годах. Однако были и приятные неожиданности.

Так, скажем, настоящим сюрпризом для зрителей "Лiстападзiка" стала премьера российских "Волшебников". Даже в Москве зрители увидели картину через несколько дней после презентации на "Лiстападзiке".

Интересно, что российский режиссер Александр Кулямин второй год подряд уехал из Минска с главным призом "Лiстападзiка". В 2021 году победила его драма "Новенький", сейчас - "Колокол надежды". Что это: тенденция или совпадение?

Елена Турова: Хочу также добавить, что еще одна российская картина - "Звезды мне укажут путь" Филиппа Абрютина - завоевала сразу четыре награды "Лiстападзiка". С одной стороны, и выбор членов жюри, и выбор зала в пользу именно российских лент действительно говорит о многом. В первую очередь это показатель качества. Но называть происходящее тенденцией я бы не стала. Никто не может предсказать, какой фильм победит на следующем "Лiстападзiке".

Но можно ли в этом случае говорить о некоем возрождении детского семейного кино? Вот были Александр Роу, Александр Птушко, Леонид Нечаев. А сейчас?

Елена Турова: Вряд ли это можно назвать ренессансом... Однако то, что такие фильмы снимают (и снимают качественно!), говорит как минимум об интересе как со стороны производителей, так и со стороны аудитории. Хотя у нас по-прежнему ощущается дефицит фильмов для маленьких зрителей. Потому что картины, о которых мы говорили выше, все же подростковые. Они рассчитаны на аудиторию 12+. А волшебных сказок с чудесами для деток помладше практически нет. Я сама росла на сказках Роу и Птушко, потом был культовый Нечаев, творчество которого обожали все дети 1970-80-х. "Морозко", "Сказка о царе Салтане", "Про Красную Шапочку" - именно таких историй нам не хватает. И на это государству следует обратить особое внимание. Поймите правильно: картин про детей у нас более чем достаточно. На "Лiстападзе" у меня была возможность посмотреть шикарную драму "Шамбала" режиссера Артыкпая Суюндукова, но это не детский фильм, хотя он про ребенка. Такое кино нужно показывать с расчетом на взрослую аудиторию, чтобы зрители понимали те проблемы, которые озвучивает режиссер. А детям, особенно маленьким, рассказывать такой материал необходимо по-другому, на языке волшебства и сказок.

А почему, на ваш взгляд, такие сказки не снимают? Все кинопроизводители ушли в коммерцию и думают в первую очередь лишь о прибыли?

Елена Турова: Безусловно, это связано в том числе с коммерческими вопросами. Судите сами: билеты для детей всегда стоят дешевле, утренние сеансы в кинотеатрах не самые популярные, в такие фильмы опять же нельзя вставить рекламу… Нюансов много. Но тем не менее это вопрос, как мне кажется, государственной важности. Мы в ответе за наших детей. И если мы выпускаем книги сказок, то и фильмы по сказкам должны снимать. Иначе наши дети будут смотреть чужие фильмы. Так пусть лучше смотрят свое.

Не так давно при "Беларусьфильме" начала работать Студия молодежного кино, которую вы возглавили. А на "Лiстападзе" между тем прошел питчинг молодежных кинопроектов. Вы ведь были в составе экспертного совета?

Елена Турова: Да, и мне понравилась сама идея такого открытого смотра. Тем более победителям Министерство культуры предоставило возможность сделать за бюджетные средства свой первый фильм, короткий метр. И это уже, по сути, проба своих сил, серьезная попытка принять участие в настоящем взрослом проекте. А еще это наша оценка подрастающего поколения режиссеров и сценаристов, тех, кто придет нам на смену.

Вам лично какие-то из синопсисов, предложенных на питчинге, понравились?

Елена Турова: Больше всего заявок было подано на тему "Городская легенда". Несколько сюжетов-победителей, на мой взгляд, можно объединить в сказочный фильм-альманах для семейной аудитории. Интересная идея и у победителей в номинации "Мой родны кут" - фильм в неигровой форме о женщинах-таксистах. Также на питчинге концепцию своего фильма "Мне некого позвать на свои похороны" представил режиссер Студии молодежного кино Кирилл Халецкий, который в этом году получил распределение на "Беларусьфильм". Сейчас Кирилл планирует запуститься с дебютной комедией о жизни киношников. Продолжается работа и над сценарием победившей короткометражки "Мне некого позвать на свои похороны". Если она будет достойно сделана, то у картины есть неплохие фестивальные шансы. В любом случае я помогу Кириллу чем смогу. Это моя миссия как худрука Студии молодежного кино.

Российский режиссер Александр Кулямин второй год подряд уехал из Минска с главным призом "Лiстападзiка"

За всеми этими организационными хлопотами время на собственное творчество у вас остается? Над чем сейчас работаете?

Елена Турова: Продолжаю заниматься своим полнометражным фильмом "Песня Сирин", в основе которого лежат сюжеты древнеславянский мифологии. Думаю, кино будет интересно не только в Беларуси, но и в России, и в других славянских странах. Это семейное фэнтези о приключениях двух мальчишек, которые попадают в мир славянских мифологических существ.

Когда мы сможем увидеть картину?

Елена Турова: Это долгоиграющий проект, поэтому не ранее 2024 года. Уже подготовлены и разработаны персонажи, прорисована раскадровка. Мы сотрудничаем с компанией, которая готовит для нас мультипликацию - речь идет о 3D-анимации. Для киностудии это будет первый опыт работы в этой технике. Частично будет использована и техника компьютерной перекладки. Более того, художник-постановщик Татьяна Удовиченко создала невероятно красивых мифологических персонажей. И мы подумываем о том, чтобы выпустить дополнительную продукцию с этими картинками: возможно, календари, раскраски. Рисунки и правда потрясающие! И мне очень хочется, чтобы они существовали не только на экране, но и в книжках, которые приятно листать и рассматривать.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться