Но уже очевидно, что минимум треть европейских стран альянса вряд ли смогут достичь в ближайшие годы даже двухпроцентной цели, если только их ВВП из-за кризиса не упадет настолько, что обязательства окажутся выполнены сами по себе. В число явно отстающих входит и Германия, на недостаточность военных расходов которой в НАТО уже давно обращают пристальное внимание. Причина этого внимания связана не только с политическими и экономическими, но и с чисто военными аспектами. До конца текущего десятилетия бундесвер должен предоставить НАТО три полностью оснащенных сухопутных дивизии, и первая из них должна быть готова уже в 2025 году. А на это нужны деньги, причем большие - одна только нехватка боеприпасов в немецкой армии оценивается в 20 миллиардов евро.
В конце февраля канцлер Олаф Шольц обещал, что немецкий оборонный бюджет "отныне" будет повышен до двухпроцентного уровня за счет специального фонда в 100 миллиардов евро, из средств которого в ближайшие годы планируется закупать вооружение для бундесвера. Но пока Берлин это обещание не выполняет. Проект госбюджета на 2023 год предполагает затраты на оборону в размере 58,5 миллиарда евро, включая 8,4 миллиарда из спецфонда. Вместе с дополнительными бюджетными статьями, которые учитываются по стандартам НАТО, немецкие военные расходы в следующем году составят в общей сложности только 1,6 процента от ВВП.
Ожидается, что в последующие годы трата средств из спецфонда заметно возрастет, однако этот рост может упереться, с одной стороны, в военную бюрократию, а с другой - в возможности немецкой оборонной промышленности. Тех же боеприпасов вместе с артиллерийским и стрелковым вооружением в Германии производят в год только на 2,5 миллиарда евро. Даже если деньги удастся потратить, удерживать свой оборонный бюджет на уровне в два процента от ВВП с помощью средств спецфонда Германия сможет только два-три года - дальше эти средства просто закончатся. И тут очень кстати может оказаться планируемое сейчас в НАТО повышение бюджетных требований. С помощью нового целевого показателя альянс вполне может простимулировать немецких политиков к тому, чтобы не останавливаться и организовать еще один спецфонд. Правда, средств на него понадобится уже значительно больше 100 миллиардов, поскольку двухпроцентный уровень, если верить Столтенбергу, к тому времени станет "полом, а не потолком".