Поделиться

    Как торговые сети в Сибири реагировали на вызовы этого года

    Нынешний год выдался сложнейшим практически для всех секторов экономики. Не стал исключением и ретейл - прежде всего региональный. Конечно, кризис всегда открывает новые возможности, однако при этом нужно, чтобы они совпадали с желаниями и потенциалом самого бизнеса. Такие совпадения рождают позитивные процессы, связанные, в частности, с большим наплывом российских туристов на Алтай в период "высокого" сезона.

    - У нас зафиксирован заметный рост продаж, и он выше темпа роста инфляции, - отмечает Наталья Зяблицкая, управляющая департаментом продаж торговой сети "Аникс", головной офис которого базируется в Бийске. - Ключевой фактор здесь - развитие туризма в Алтайском крае. Продажи максимально выросли как раз в тех магазинах, которые расположены в туристической зоне. Исходя из этого, мы планируем расширять бизнес на Горном Алтае и других туристических территориях. Еще одно направление - открытие магазинов в партнерстве с местными производителями. Это особенно востребовано в сельской местности. Один из таких магазинов мы открыли совместно с производителем напитков "Бочкари". До конца года планируем еще два.

    С наибольшими сложностями бийские сетевики столкнулись в марте и апреле этого года. Возникли трудности с доставкой в регион социальных товаров - сахара, крупы, соли. Чтобы обеспечить потребителей, пришлось круглосуточно заниматься фасовкой. Для мониторинга ситуации создали штаб, который собирался ежедневно. С местными производителями товаров вели переговоры о сокращении отсрочек платежей.

    - Мы поняли, что в нынешней ситуации особенно важен диалог с клиентами начиная с опроса покупателей на кассах о том, чего им не хватает и что нужно улучшить не только в ассортименте, но и в сервисе. В соцсетях были созданы группы наших покупателей, - говорит Наталья Зяблицкая. - По оценкам управляющих магазинов, механизм обратной связи очень помог. Он дает возможность вносить быстрые коррективы в работу сети. Кроме того, нас сильно выручили тесные контакты с местными производителями. Когда возникли сложности с импорт-ным ассортиментом бытовой химии, они быстро заполнили эту нишу. Схожая история была с пивом и газированными напитками. И все это заместили качественные товары. Динамика продаж показывает, что нам надо продолжать развивать сегмент фермерских продуктов - молоко, мясо, овощи. А в целом 2022 год не убрал с повестки дня наши главные задачи, среди которых - увеличение производительности труда сотрудников, благодаря чему будет увеличиваться их заработная плата.

    О необходимости усиления контактов с покупателями говорил и владелец ТГ "Альтерра" (строительная розница) Роман Трефилов.

    - Семь процентов ассортимента торговой точки в Барнауле сформировано за счет постоянного общения наших продавцов с клиентами, - отметил он. - И мы будем расширять такую практику, сделали для этого удобные интерфейсы для сотрудников. Вообще стараемся формировать идеи продаж внутри отделов, развивать инициативу начиная с линейных руководителей на местах. Есть проблема, хочешь ее решить - посмотри в интернете, что делают в таких случаях в других компаниях. Потом сформулируй задачу и уже после этого раздавай поручения аналитикам, ИТ-отделу и так далее.

    На необходимость развития механизма обратной связи указывают даже представители сетей, торгующих алкоголем.

    - Основной вызов рынка, наверное, как и у всех, кто занят в продуктовой сфере, связан с дефицитом некоторых видов товаров, - отмечает Максим Байкалов, директор барнаульской компании "Тейси", владеющей сетью алкомаркетов. - В сегменте алкоголя критичного падения нет. Если оптовые поставки весьма просели из-за того, что с российского рынка ушли крупные мировые производители, то в рознице мы все нивелировали. Да, ассортимент напитков существенно сократился, но, возможно, мы имели дело с переизбытком предложения. Например, в любой сети можно было встретить сорок-пятьдесят видов виски, хотя, похоже, нашему потребителю это ни к чему. Аналитические агентства прогнозируют отсутствие жесткого дефицита в секторе алкогольной продукции - где-то за счет импортозамещения, где-то за счет параллельного импорта.

    Самым большим вызовом для всех сетевиков, по мнению Максима Байкалова, является снижение реальных доходов населения и, соответственно, падение покупательского спроса. Выход в том, чтобы работать над снижением производственных издержек и находить более тесный контакт с потребителем, чтобы лучше понять, что ему на самом деле надо.

    У компании "Новэкс", работающей в нише хозяйственных товаров и бытовой химии, были схожие проблемы.

    - Мы отмечаем переключение потребителей на более низкие ценовые сегменты товаров, - сообщила коммерческий директор "Новэкса" Ольга Рудьковская. - Наибольшие сложности пережили в конце февраля и в марте. В большей степени это было связано с наполнением товарами наших полок, поскольку многие категории были представлены транснациональными производителями. Меньшая их часть решила уйти с российского рынка, а другая столкнулась с разрывом логистических цепочек. Наши коллеги из продуктовой сети "Мария-Ра" могут подтвердить, что ассортиментные матрицы в нынешнем годы нестабильны и хаотичны. Категорийные менеджеры, наверное, никогда не работали в таких условиях. Ассортимент сжимался, и приходилось быстро решать, что ставить взамен ушедшей продукции. Основными бенефициарами в такой ситуации стали российские компании, но сначала производители оказались не готовы к ажиотажному спросу. К тому же многие сильно зависели от импортных составляющих - на тридцать-девяносто процентов. Например, возник серьезный дефицит перекиси водорода, с помощью которого производят отбеливатели.

    В то же время, по словам Ольги Рудьковской, по сравнению с прошлым годом стабилизировались поставки из КНР.

    Китайские хозтовары занимают в ассортименте "Новэкса" значительную долю. Но здесь могут возникнуть новые проблемы из-за дефицита железнодорожных составов.

    Тем не менее компания старается следовать планам, намеченным в начале 2022-го, в том числе по открытию новых магазинов.

    "Что касается следующего года, то здесь много непонятного из-за массы внешних факторов. Поэтому готовим несколько сценариев развития", - отметила Ольга Рудьковская.

    Прямая речь

    Маргарита Сафронова, руководитель направления торгово-развлекательных центров ООО "Первый":

    - Год начинался очень позитивно, планировали немало проектов и в Барнауле, и в масштабах края, но все встало в конце февраля. Весной вели переговоры со всеми нашими арендаторами, старались их поддерживать. Часть из них перестраивает свои форматы. Больше всего пострадали, конечно, кинотеатры. А также сегмент fashion, но там на наших глазах происходят серьезные трансформации, и мы с большим интересом ждем, во что это выльется. В целом спрос на такие локации, как торгово-развлекательные центры, остается.

    Поделиться