24.11.2022 10:38
Поделиться

Какие уроки нужно извлечь из трагедии на кузбасской шахте "Листвяжная"

Завтра ровно год с момента аварии на кузбасской шахте "Листвяжная", где в результате взрыва метана погиб 51 человек. Как сообщили в управлении Генпрокуратуры РФ в СФО, за это время на шахте локализовали последствия аварии, восстановили горные выработки и инфраструктуру. Привели в порядок более ста вентиляционных сооружений, отремонтировали многофункциональную систему безопасности, закупили для работников около 1,9 тысячи самоспасателей.

Комиссия Ростехнадзора назвала основную причину аварии: электрооборудование экс-плуатировали в загазованных подземных выработках. При этом результаты контроля аэрологической безопасности систематически искажались, а данные индивидуальных приборов-газоанализаторов игнорировались.

По делу об аварии на "Листвяжной" арестовано несколько человек, в том числе топ-менеджеры холдинга "СДС-Уголь", руководители шахты, представители Ростехнадзора. Им предъявлены обвинения. Как сообщила корреспонденту "РГ" старший прокурор управления Генпрокуратуры РФ по СФО Любовь Баунтрок, возбуждено 37 административных дел, четыре представителя руководящего состава предприятия дисквалифицированы, а более тридцати работников оштрафованы.

По иску прокуратуры суд обязал шахту провести экспертизу промбезопасности зданий главной вентиляторной установки и вспомогательной горноспасательной службы. Соответствующее заключение экспертов уже получено.

Выданная "Листвяжной" лицензия на право пользования недрами действует до конца 2040 года. Но после проведенной Росприроднадзором проверки Роснедра обязали шахту разработать новую проектную документацию. На прошлой неделе комиссия Роснедр технический проект согласовала. После получения всех разрешений добывать уголь будут на новом выемочном участке "Листвяжной". Тот участок, где в ноябре 2021-го погибли люди, задействовать не планируется.

Но все же какие еще уроки должны быть извлечены из трагедии?

В России больше нет государственных угледобывающих предприятий. Важнейшая отрасль полностью находится в частных руках. И сегодня по большому счету лишь частник решает, как именно, с помощью какой техники и технологий будет осуществлять добычу та или иная шахта, как эта работа будет оплачиваться и так далее. В этих условиях слова "уголь любой ценой нам не нужен", к сожалению, не всегда подкрепляются делами. Даже в Кузбассе с его сложными горно-геологическими условиями (и из-за высокого содержания метана). Нет никакой гарантии, что добывающее предприятие, где еще вчера внимательно прислушивались к мнению опытных экспертов, будет действовать так и завтра. Особенно если ключевые производственные решения на этом предприятии принимают финансисты и менеджеры, далекие от горного дела.

Кстати, та же "Листвяжная" за год-два до аварии работала с научными институтами довольно плотно и вполне успешно, хотя обычно об ученых вспоминают лишь тогда, когда уже грянул гром. Что же изменилось?

"Мы имеем право внедрять собственные разработки, только вот донести это до каждой шахты очень сложно. Для этого надо работать с шахтами агрессивно, но это уже не наша задача", - признался один из представителей академической науки, отметив, что развитию угольной отрасли совсем не помешает участие государства или государственно-частное партнерство в той или иной форме.

Прямая речь

Сергей Мочальников, заместитель министра энергетики РФ:

- В 2021 году угольная промышленность столкнулась со страшной трагедией на шахте "Листвяжная". После аварии президентом РФ был дан ряд поручений, приняты меры по повышению промышленной безопасности. Минэнерго России образована рабочая группа по вопросам вывода из эксплуатации угольных шахт с высоким риском аварийности. До конца ноября будет сформирована итоговая редакция "Методических рекомендаций по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на угольных шахтах". К марту 2023 года необходимо сделать соответствующие выводы и подготовить доклад правительству РФ.