Как создать такой продукт, правильно упаковать и вывести на рынок? Об этом представители сфер туризма и культуры говорили в "Новосибирск Экспоцентре" на экспертной сессии, посвященной идентичности территории в экономике впечатлений.
Советник генерального директора, руководитель проектного офиса новых направлений Агентства инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области Лада Юрченко привела в пример Италию. Посещая эту страну, мы вкусно едим, осматриваем великолепные достопримечательности, прикасаемся к истории, культуре, традициям, слушаем интересные рассказы. В Новосибирске же культурный код и базу идентичности во многом определяет наука.
- Меня все время спрашивают, что смотреть в Новосибирске, чем здесь заняться? То ли дело Алтай, кузбасский Шерегеш... Но причин и поводов приехать в наш регион много, - продолжила тему замминистра экономического развития Новосибирской области Анна Павлова.
Уникальным преимуществом региона, по ее мнению, может стать научно-популярный туризм. Стимулом для его развития служат Академгородок, наукоград Кольцово, Новосибирский госуниверситет, технопарк. Однако, как отмечает замминистра, есть ряд проблем, связанных с ограниченностью доступа на некоторые территории, музейно-выставочные площадки институтов Сибирского отделения РАН. Их поможет решить проект, ставший призером всероссийского конкурса Ростуризма, - Новосибирская область выбрана одним из пилотных регионов для формирования в России научно-популярного туризма в рамках десятилетия науки и технологий (2022-2031).
В минэкономразвития области сообщили, что команда проекта планирует в 2023 году подать заявку на национальный брендовый туристический маршрут и при поддержке федеральных органов власти начать активно продвигать его на рынке туристических услуг с помощью туроператоров и турагентов.
Помощник первого заместителя председателя СО РАН, руководитель проектов научного туризма Ассоциации выпускников НГУ Сергей Ти отметил, что сегодня для самостоятельных туристов, интересующихся научным туризмом, в Академгородке и наукоградах разработаны экскурсионные маршруты, проводятся фестивали науки, стримы из лабораторий, бар-хопинги, science talks-встречи, создан аудиогид "Тропой науки". Также развитию научного туризма способствуют форумы "Технопром", IN.HUB, привлекающие ученых (в том числе молодых), инноваторов, изобретателей, представителей бизнеса.
Как превратить ощущения в продукт? Бренд-стратег, эксперт по туристическому маркетингу "АМ-Гид" Сания Шкарбань рассказала об опыте создания турпродукта "Зимний Алтай".
- Все знали, что в Республике Алтай можно замечательно отдохнуть летом. Многие базы и отели работали с мая по октябрь. Перед нами стояла задача - привлечь и увеличить туртрафик и в зимний период, - говорит Сания Шкарбань. - Благодаря коллаборации с участниками рынка, республиканским министерством природных ресурсов, экологии и туризма зимний отдых удалось продвинуть так, что потребовались дополнительные вложения в инфраструктуру. И, кстати, за счет сглаживания сезонности инфраструктура получила новый стимул к развитию.
Еще один пример - проект "Новосибирск - гастростолица Сибири". Он появился для повышения продаж и привлечения посетителей, в том числе из других регионов. Правильная упаковка ресторанных сетей может повлиять на продажи туристического продукта в среднесрочной перспективе.
- Примером эффективного продвижения коммерческого бренда в синергии с брендом территории может служить проект, в котором объединены отдых в загородном парке и термах "Мира" и сама территория - в данном случае Новосибирск - с ее достопримечательностями. Здесь можно погрузиться в культурные и гастрономические традиции, туристу предлагают за выходные это совместить, - отметил бренд-стратег. - Даже если территория не входит в десятку лучших по туристической привлекательности, но при этом есть ниши, в которых она уникальна, то можно создать бренд для туристов, повысить привлекательность и привлечь дополнительный трафик. Единственное неизменно: всегда должен быть проработан продукт - бренд плюс инфраструктура. Поэтому Новосибирск вполне подходит для развития делового, научного, культурного туризма. Это те ниши, в которых мы можем быть успешны.
По мнению специалиста по сельскому туризму АНО "Живая Земля" Юлии Гончаровой, сейчас сельские территории как никогда привлекательны для туристов. Народные промыслы, гастрономия - то, что всегда интересно людям.
- Для продвижения сельского туризма очень важна наглядность. Живые эмоции и чувства доходчивее любых слов. Необходимо дать возможность гостям увидеть, услышать, прочувствовать колорит "русской глубинки", проникнуться желанием познакомится с удивительными уголками Новосибирской области, которых у нас очень много, - подчеркнула Юлия Гончарова.
В сентябре этого года "Живая Земля" впервые в Новосибирске провела фестиваль "В Сибири - есть!", который объединил представителей гастрономического и туристического направлений. Его участники познакомились с туристическими объектами и попробовали фермерскую продукцию, традиционные блюда и напитки сибиряков.
Директор благотворительного фонда "Сибирский" (фонд Елены и Геннадия Тимченко) Татьяна Афанасьева рассказала о практике заработка жителей сибирских поселений при помощи традиционных промыслов. По ее словам, один из ярких примеров - арт-резиденция в селе Субботино Шушенского района Красноярского края, где проживает 500 человек. В 2019 году его жители победили в конкурсе и участвовали в программе фонда "Всероссийская культурная мозаика малых городов и сел".
- Глава поселения оформил в муниципальную собственность заброшенную разваливающуюся избу, здание привели в порядок, отремонтировали. В комнате поставили ткацкие станки, и теперь там занимаются ткачеством, - говорит Татьяна Афанасьева. - Кроме того, там создают изделия из бересты. Также в избе есть русская печка, пекут блины с закваской, всех ими угощают. Сейчас эта изба - арт-резиденция "Сибирская ягодка" - включена уже в три туристических маршрута. Все изделия - коврики, опоясочки, вышивку и кружева - раскупают туристы и гости.
Большие города, административные центры регионов могут стать местами реализации промысловой и фермерской продукции. Например, Новосибирск, объявленный новогодней столицей России - 2022.
- Основная задача участников проекта - монетизировать все, что связано с этим статусом. Тогда многие захотят создавать и продавать собственную продукцию. И, конечно, нужна кооперация - чтобы были единый оператор и площадка, на которой можно реализовать свой творческий продукт, - отметил директор центра компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров Центра развития фермерской кооперации АИР Константин Терещенко.
- На туристическом рынке региона растут спрос и предложение, отсюда и две задачи - создать турпродукт и продать его. На это направлены областная госпрограмма развития туризма и меры господдержки, которыми уже можно воспользоваться, - напомнила замминистра экономического развития Новосибирской области Анна Павлова. - Например, грантовый механизм. Вся система мер поддержки инвесторов распространяется и на предпринимателей, создающих материальную базу для туристов.
Справка РГ
По данным минэкономразвития Новосибирской области, номерной фонд в регионе составляет 13,6 тысячи номеров (для сравнения: в Кемеровской области - восемь тысяч). По числу койкомест и номеров по итогам 2021 года область занимала в стране соответственно 17-е и 18-е места. Количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, за восемь месяцев 2022 года достигло 689 тысяч человек (16-е место по России и первое в СФО). Ежегодно около одного миллиона туристов размещается в гостиницах региона. Примерно столько же живут у друзей или в арендованных квартирах. За восемь месяцев этого года в туристической сфере было предоставлено услуг на 12 миллиардов рублей. В Национальном туррейтинге Новосибирская область занимает 13-е место.