Егор Владимирович, правда ли, что по своим характеристикам клееный брус не уступает бетону?
Егор Данилов: Да, если мы посмотрим нормативные документы, которые регулируют пределы прочности древесины, то мы обнаружим значения, которые близки к значениям бетона при сжатии. Долгое время естественным ограничением для древесины служила максимально возможная длина конструкций. У нас в России просто не растут такие деревья, чтобы из них можно было изготавливать балки относительно небольших габаритов, способные перекрывать большие пролеты. Но сейчас технически этот вопрос легко решается с помощью инженерной древесины. Технология склеивания древесины позволяет получить любые по длине элементы, которые по соотношению несущей способности и веса не уступают металлическим, а по некоторым параметрам даже превосходят их. Например, древесина хорошо сопротивляется при динамических нагрузках. То есть, некоторые конструкции на деревянном каркасе могут оказаться более обоснованы в сейсмоопасных регионах, чем, например, аналогичные объекты с конструкциями из металла, кирпича или бетона.
Но почему тогда в Петербурге при масштабной реконструкции жилых домов старого фонда деревянные перекрытия меняют на железобетонные и отчего в дореволюционных зданиях проваливаются полы?
Егор Данилов: Полы проваливаются из-за того, что нарушен режим эксплуатации помещения и древесина сгнила. Деревянные конструкции, как и металлические или железобетонные, должны использоваться в нормативных условиях. Если перекрытия все время находятся в среде с повышенной влажностью и нет циркуляции воздуха, то происходит гниение. Причем, металлические конструкции в таких условиях ржавеют и тоже выходят из строя.
Отмечу, что если здания правильно эксплуатировать, то такой проблемы не будет. Кроме того, современные перекрытия из клееного бруса неправильно сравнивать с деревянными конструкциями середины XIX века. Сейчас используются пропитки, призванные существенно снизить воздействие внешних факторов. Да и использование современных клеев повышает прочность конструкции.
В мебели из ДСП тоже используются разнообразные клеи, но ее называют опасной из-за выделения формальдегида.
Егор Данилов: ДСП и клееный брус - это совершенно разные материалы, так как применяются разные клеи. Концентрация фенолов или формальдегида в клееном брусе, как правило, в разы меньше, чем в мебели из ДСП. Есть такие технологии, которые позволяют значительно уменьшить выделение вредных веществ из ДСП, они дороги и трудны к приобретению, так как их не изготавливают на отечественном производстве. Также клееный брус, как строительный материал, проходит всестороннюю проверку, к нему требований намного больше, чем к плитам из которых делают мебель. Клееный брус не без оснований считается экологичным материалом.
Почему тогда из клееного бруса массово не строят жилье?
Егор Данилов: Мы постепенно идем к широкому использованию деревянных конструкций. Уже сейчас их применяют в спортивных сооружениях в качестве аналога несущих элементов из стали. Меняются нормативы в области жилищного строительства. Cо временем будут активно использоваться CLT-панели и LVL брус. Но важно еще, чтобы общество было к этому готово. В мире есть примеры, когда наличие деревянных элементов в конструкции здания не афишировалось, чтобы не отпугивать жильцов. Хотя, отмечу, что по уровню огнестойкости тот же клееный брус вполне может составить конкуренцию бетону.
Учат ли будущих архитекторов и проектировщиков работать с древесиной?
Егор Данилов: Безусловно. Причем, изучается не только теоретическая часть. У нас в СПбГАСУ студенты сами собирают простейшие конструкции. Ребята участвуют в исследованиях этого материала. Представляете, древесина - один из древнейших строительных материалов, известных человечеству, но до сих пор многими ее свойствами человек не научился хорошо управлять. Поэтому нужны расширенные исследования. Если же говорить об учебной программе, то я выступаю за то, чтобы уделять деревянным конструкциям больше внимания. Для меня очевидно, что будущий тренд за инженерной древесиной, что многим из наших выпускников придется работать с этим материалом. И наша задача научить использовать все преимущества этого древнего, но перспективного материала.