24.11.2022 17:48
Поделиться

Для северных производителей открылись новые возможности

Привлекать производственный бизнес в Арктическую зону РФ в последнее время стало гораздо сложнее, отмечают специалисты. К давним проблемам северных предпринимателей добавились санкционное давление, необходимость импортозамещения и трудности в прогнозировании будущего региональных экономик. Но в то же время для производителей АЗРФ открылись новые возможности по выпуску местной продукции, которая будет востребована. В этом помогут офсетные контракты и торгово-логистические центры. Эксперты также предлагают возродить на Севере фактории для поддержки традиционных промыслов коренных народов.
Каждый северный регион — это еще и традиционные ремесла, которые могут задать вектор развития региональной экономики.
Каждый северный регион — это еще и традиционные ремесла, которые могут задать вектор развития региональной экономики. / Алексей Майшев/РИА Новости

Сегодня производство в высоких широтах развито очень неоднородно. Например, в Ненецком автономном округе отмечается большой разрыв между крупным и малым бизнесом. Первый - это мощная нефтегазовая промышленность, второй связан в основном с оленеводством и рыбной ловлей. При этом практически отсутствует сегмент среднего бизнеса.

- Такая ситуация характерна для многих северных регионов, - отмечает генеральный директор АНО "Национальное агентство развития предпринимательства" Юлия Алферова. - Разрыв между "малышами" и большими корпорациями очень ощутим. Крупный бизнес проводит масштабные мероприятия, получает адресное внимание местных органов власти. А субъекты МСП в лучшем случае взаимодействуют между собой и не чувствуют себя включенными в общий бизнес-процесс.

При этом негативные изменения последнего времени чувствуют на себе все, в том числе и крупные игроки. В том же НАО инвестор планирует построить газохимический комплекс по производству метанола. Проект предусматривает разработку двух газоконденсатных месторождений, замороженных с советских времен, и строительство морского терминала для отгрузки готовой продукции. Предполагалось, что танкеры-химовозы повезут ненецкий метанол в Европу - через Мурманск или норвежский Тромсе. Но ситуация изменилась, возникли опасения по рынкам сбыта, а также по технологическому оборудованию, которое планировалось поставлять из Франции.

- Потребление метанола в Европе сократилось, на него упали цены. Однако это не означает, что новые проекты по его производству не нужны, - считает эксперт Проектного офиса развития Арктики Борис Дульнев. - Надо учитывать, что в России идет перестройка экономики и потребление метанола будет расти. Ведь он используется в производстве полимеров, химической промышленности, деревообработке, строительстве и других отраслях. Поэтому перспективы у нового комплекса в НАО, безусловно, есть.

Точка роста для малого и среднего бизнеса в Арктике - производство продуктов питания и предметов первой необходимости. Конечно, самое основное должен обеспечивать северный завоз, который с 2023 года будет работать по новой схеме: соответствующий законопроект на днях внесен на рассмотрение в правительство РФ. Но невозможно везти за тридевять земель абсолютно все - например, хлебобулочную и молочную продукцию надо производить на месте. И чем больше будет ассортимент сделанного в Арктике, тем лучше.

Для развития такого производства эксперты советуют арктическим регионам Северо-Запада перенимать опыт других территорий макрорегиона. Так, в Республике Саха (Якутия) приняли целый комплекс мер для развития производства местной продукции. Там поддерживают тепличные хозяйства, пекарни, оленеводство и мясомолочное скотоводство, закупку дикоросов у населения. В регионе развивается сеть торгово-логистических центров, которые обеспечат организованную закупку, первичную обработку и хранение товаров местных производителей.

Точка роста для малого и среднего бизнеса в Арктике — производство продуктов питания и предметов первой необходимости

Такие центры могут взять на себя функции факторий, которые были распространены на Севере в советское время. В последние годы их активно возрождают в Ямало-Ненецком округе - создали уже 57 объектов. Современная фактория - это универсальный комплекс для приема, переработки и отправки к месту сбыта продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Специалисты уверены, что ту же оленину можно сделать брендом, который будут покупать по всей стране и за рубежом. Небольшие производства - например пекарни - открываются в самих факториях.

Помочь в развитии производственного бизнеса в Арктике могут и офсетные контракты. Это нововведение уже успешно применяется в других регионах: бизнес берется инвестировать в производство, а местные власти обязуются стабильно закупать его продукцию.

- Долгосрочные договоры со встречными обязательствами - например, арктический муниципалитет гарантирует закупки продукции инвестора - создадут необходимый на Крайнем Севере стимул для долгосрочного партнерства, - полагает координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников.

Офсетные контракты способны сгладить и другую проблему: поскольку закон о закупках запрещает "отсеивать" исполнителей контрактов из других регионов, они часто не достаются местным бизнесменам. А "чужаки" попросту демпингуют, не имея при этом ни оборудования, ни кадров. Результат - срыв контрактов.

Еще одним стимулом для развития бизнеса на Севере могло бы стать расширение списка организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право на статус резидентов АЗРФ, считает генеральный директор ПОРА Александр Стоцкий. Сегодня многие организации не могут получить такого статуса, и это сдерживает развитие макрорегиона.

Тем временем

Законопроект о северном завозе предусматривает, что грузы, предназначенные для отправки в арктические регионы, будут обрабатываться в логистических центрах в приоритетном порядке.

- Предложенная система первоочередной обработки грузов, субсидирования транспортных расходов, запуск единого морского оператора позволят облегчить и снизить стоимость завоза продукции, в том числе для промышленных предприятий Севера, - сообщила управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Мария Перова.