24.11.2022 07:00
Поделиться

Тепло со щитом

Строго говоря, цифровая система "Умный город", позволяющая управлять теплоснабжением мегаполиса в режиме онлайн, работает уже около двух лет, в том числе почти год - в режиме промышленной эксплуатации. Вчера представителям областной и городской власти и журналистам презентовали лишь ее часть - небольшую, но очень важную, позволяющую свести воедино всю информацию с бесчисленных датчиков, установленных на теплосетевых объектах, и, образно говоря, одним кликом регулировать работу этого огромного хозяйства.
На новый щит в режиме онлайн поступают данные со всех объектов ЕТК.
На новый щит в режиме онлайн поступают данные со всех объектов ЕТК. / Пресс-служба ЕТК

Новый щит управления центральной диспетчерской службы Екатеринбургской теплосетевой компании (ЕТК) действительно впечатляет и напоминает центр управления космическими полетами: на огромном экране размером одиннадцать на два метра в режиме онлайн отображается работа всех элементов системы: цифровое око видит теплоисточники, насосные станции, центральные тепловые пункты, сети, которых в ведении ЕТК около 3000 километров, - по сути, каждую задвижку на трубе. Если где-то неполадка, на щите этот элемент становится красным, сигнализируя: необходимо вмешательство персонала.

Сразу уточним: оно требуется нечасто, ведь большинство задач выполняется автоматически или удаленно - с того же щита. Это раньше, рассказывает главный инженер по тепловым сетям Свердловского филиала "Т Плюс" Андрей Шмельков, только на центральных тепловых пунктах (ЦТП) было 480 человек персонала: они по графику обходили объекты, регулировали их работу вручную, "крутили задвижки". Теперь более 380 ЦТП автоматизировано: изменить параметры (температуру теплоносителя, его расход, давление в сети и т. д.) можно, кликнув мышкой. Хотя и это обычно не требуется: все настраивается автоматически, в зависимости от температуры воздуха на улице.

Тем не менее диспетчеры дежурят на щите круглосуточно, перед каждым - еще четыре монитора, где можно детально посмотреть ситуацию в районе или в конкретной точке. Телефоны на столах тоже почти не умолкают: привычную связь никто не отменял. Кстати, помимо датчиков за объектами следят и видеокамеры, например, на случай проникновения злоумышленников.

Для наглядности нам показывают некоторые объекты на схемах и "в кино". Вот 19-я насосная станция, обеспечивающая теплоснабжение района Вторчермет. Она полностью автоматизирована - в помещении ни души, на экране все элементы зеленые, значит, работа идет в штатном режиме. ЦТП на улице Уральской 74а тоже бодро зеленеет, температура воздуха в данный момент - минус 13 градусов, и автоматика установила соответствующий режим: вода на выходе в сеть нагрета до 70,6 градуса. Можно посмотреть параметры и на входе в конкретный дом, система следит, чтобы они соответствовали нормативам. Ну а дальше - ответственность управляющей компании: если в квартире холодно, вероятно, проблема где-то в здании.

Автоматика выявляет повреждения в сетях еще до того, как дискомфорт почувствуют потребители

Безусловно, нештатные ситуации бывают и в хозяйстве ЕТК: хотя объемы перекладок год от года растут, пока далеко не все сети в Екатеринбурге обновлены, повреждения случаются. Но интересно, что автоматизированная система управления теплоснабжением (АСУТ) выявляет их еще до того, как дискомфорт почувствуют потребители.

- Например, видим: на каком-то участке резко изменились параметры теплоснабжения, скажем, идет повышенный расход воды. Значит, вероятнее всего, на сетях повреждение. Оперативно отправляем на место бригаду, которая выявляет и устраняет его, - поясняет главный инженер ЕТК Игорь Муртазин.

Андрей Шмельков подробно знакомит гостей с устройством АСУТ, состоящей из четырех крупных модулей. Первый - программный комплекс SCADA, средство оперативного управления и контроля, отслеживающее весь путь тепла, от энергоисточников до потребителей. Второй - архив, где информация хранится в течение пяти лет. Третий - система управления производственными данными, необходимая для расчета эффективности бизнеса.

Последний модуль - "Термис", цифровой двойник системы теплоснабжения Екатеринбурга. Это динамическая модель, в которую подгружаются все оперативные данные из SCADA, вносятся корректировки по результатам модернизации и нового строительства сетевых объектов и т. д. Она актуализируется каждые 30 минут и помогает моделировать различные ситуации (например, состояние участка сетей в случае, если его ремонт по какой-то причине пришлось отложить), оптимизировать режимы работы, а также с помощью собранной аналитики осуществлять долгосрочное планирование, в том числе инвестиционной программы. "Термис" постоянно сравнивает фактические показатели с расчетными, что позволяет нивелировать их расхождение, например, по температуре теплоносителя эту разницу довели до плюс-минус двух градусов - то есть отклонение реальных параметров от норматива стало минимальным.

Собственно, главная цель цифровизации - именно повышение качества услуги теплоснабжения, хотя потребители, возможно, не увидят здесь прямой связи. Но вот такой интересный пример для далеких от энергетики людей. Уже два лета подряд екатеринбуржцы не замечают опрессовок, поскольку те проходят без отключения горячей воды. Так вот, Андрей Шмельков признался, что, не имея АСУТ, на такую операцию энергетики не решились бы: это большой риск. По его выражению, автоматизированная система "накрывает зону гидравлических испытаний зонтиком", обеспечивая их безопасное проведение.

Ну и под занавес еще немного цифр. ЕТК планомерно борется с потерями в сетях: если еще в 2019 году они составляли 26,1 процента, то нынче - 20,3. Конечно, главную роль в этом играет замена изношенных труб, однако и вклад АСУТ, оказывается, довольно велик. Подсчитано, что в прошлом году из 197 тысяч гигакалорий 46,5 тысячи удалось сберечь благодаря автоматизации, в 2022-м цифры составят 116 и 15 тысяч гигакалорий соответственно.

Комментарии

Игорь Чикризов, заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области:

- Город растет, что требует опережающего развития инженерных систем. Требования жителей к качеству теплоснабжения тоже растут. Компания "Т Плюс" уделяет действительно много внимания всем сторонам процесса и вкладывает серьезные инвестиции, чтобы обеспечить технологический прогресс и поддержание социального благополучия.

Владимир Гейко, заместитель главы Екатеринбурга:

- Екатеринбургская система, наверное, лучшая в России: это полная регулировка управления теплоснабжением в городе, комфортные условия для жителей. Она очень важна для города, и мы обсудили пути ее дальнейшего совершенствования.