- Если год назад мы прогнозировали, что 2022-й станет периодом развития экономики регионов, то теперь видим, что все сосредоточились на устойчивости и безопасности. Регионы ищут точки опоры, - констатирует директор Института экономики Юлия Лаврикова.
Ученые фиксируют ряд негативных тенденций, в частности, снижение объема промышленного производства (в среднем по УрФО на 1,3 процента). Главные причины - сокращение импорта ключевых компонентов, а также экспорта основных продуктов, для Урала это в первую очередь металлы. Правда, в нефтедобывающей Югре индекс промышленного производства (ИПП) положительный, но на индустриально развитых регионах ужесточение санкций и закрытие внешних рынков сказалось весьма болезненно: в обрабатывающих производствах ИПП в основном ниже 100 процентов, исключение составила лишь Курганская область, показавшая рост благодаря предприятиям, работающим на гособоронзаказ. При этом такой показатель, как отгрузка готовой продукции, отмечает заведующий сектором экономических проблем отраслевых рынков ИЭ УрО РАН Григорий Коровин, существенно увеличился - до 20 процентов в обрабатывающих производствах и от 40 - в добывающих. Экономист связывает это с реализацией накопленных запасов и сравнением с низкой базой 2021 года.
Кризисные явления ощущаются в разных сферах, например, в падении оборота торговли. Кроме того, их чутко улавливает и отражает демография: фиксируется снижение рождаемости и миграционный отток. Правда, на нынешний отрицательный естественный прирост населения влияют также демографические ямы 1960-х и особенно 1990-х, подчеркивает руководитель центра социоэкономической динамики Института экономики Ольга Козлова.
Тем не менее в целом картина хотя и не радужная, но все же не пугающая.
- Экстраординарного падения мы не увидели, так что прогнозы западных экспертов по обвалу российской экономики не оправдались, - говорит Юлия Лаврикова. - Страна оправилась от ковида, причем пандемия повысила адаптивность населения и бизнеса к неожиданным, непрогнозируемым событиям.
Это качество, очевидно, всем нам еще пригодится: даже в тех сферах, которые показали бурный рост, строительстве и ОПК, уже в 2023 году ожидается спад. Впрочем, в нынешних условиях прогнозировать что-либо даже в среднесрочной перспективе невозможно, подчеркивают экономисты. В первую очередь это, конечно, связано с обстановкой в мире: российские компании страдают от закрытия рынков и ценовой дискриминации, и даже лояльные покупатели наших товаров ведут себя крайне осторожно, опасаясь вторичных санкций. Скоро могут возникнуть сложности и с реализацией инвестпроектов - с комплектацией новых объектов качественным оборудованием, считает Коровин.
По мнению Юлии Лавриковой, настало время сосредоточиться на решении внутренних задач - импортозамещении и развитии инфраструктуры страны.
Тем временем
Ситуацию в экономике и стратегии бизнеса и региональных властей ученые, предприниматели, чиновники обсудили на международной конференции "Российские регионы в фокусе перемен". Этот форум прошел в Екатеринбурге уже в 17-й раз, и такой систематический анализ позволяет держать руку на пульсе и оперативно реагировать на изменения. Интересно, например, что сейчас наряду с использованием традиционных антикризисных мер российский бизнес стал активно применять инструменты повышения производительности труда.
Владимир Якушев, полномочный представитель президента РФ в УрФО:
- У нас ведется достаточно интенсивная работа в направлении импортозамещения. В связи с открытым давлением, которое испытывает Россия сегодня, роль технологических предприятий Уральского федерального округа только возрастает. Работа должна быть комплексной - от участия в технологических кластерах и отраслевой кооперации до решения кадровых вопросов.