- Вопрос кооперации между Челябинской областью и Республикой Беларусь - то направление, в котором мы крайне заинтересованы. Ряд иностранных компаний покинул рынок. При этом появилась возможность не просто заместить импорт, но и создать продукцию нового уровня, - обозначил одну из главных целей визита возглавивший южноуральскую делегацию губернатор региона Алексей Текслер.
В условиях санкционного давления, затронувшего экономики обоих союзных государств, потенциал для сотрудничества стороны увидели в том, чтобы заполнить производственные ниши, образовавшиеся после ухода с рынка былых компаньонов, мобилизовав собственные возможности. Сегодня Южный Урал поставляет братской республике продукцию металлургии и машиностроения, пищевые продукты. Взамен получает много иной техники, произведенной белорусскими машиностроителями: автобусы МАЗ, тракторы МТЗ, БелАЗы. Однако стороны не хотят ограничиваться лишь этим. Челябинские хозяйственники, в частности, ожидают появления новых кооперационных связей с партнерами, готовыми заместить недоступные товары и технологии.
Чтобы лучше оценить деловые перспективы, челябинцы посетили Минский автомобильный завод, который производит тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различных видов оборудования, другую технику - всего более 500 моделей и модификаций, выходящих под одним брендом. И, хотя с этой компанией в области неплохо знакомы (по заключенному ранее контракту белорусы, к примеру, должны поставить в Златоуст 17 автобусов МАЗ-206), резерв для углубления взаимоотношений есть. Это подчеркнули во время состоявшихся встреч южноуральский губернатор, премьер-министр Беларуси Роман Головченко, министр промышленности республиканского правительства Александр Рогожник и другие участники, обсуждавшие аспекты импортозамещения, грядущую совместную работу.
- Мы заинтересованы в развитии торгово-экономических связей, - подтвердил Алексей Текслер. - Так исторически сложилось, что экспорт Челябинской области превышает импорт из Беларуси. Сегодня тема импортозамещения актуальна. Там, где испытываем дефицит, мы готовы сотрудничать с нашими белорусскими партнерами.
Между тем в республике развито не только машиностроение, но и станкостроение, напомнил гостям президент Александр Лукашенко. Он сообщил также, что страна готова поделиться с Челябинской областью накопленным опытом в аграрно-промышленном секторе, строительстве, науке, медицине, гуманитарной сфере.
Переходя к конкретным инициативам, южноуральцы предложили реализовать совместный проект строительства крупного животноводческого комплекса в Челябинской области, оснастив его белорусским оборудованием. Еще одно предложение заключается в локализации выпуска тракторов "Беларусь" в южноуральской столице на площадке Челябинского тракторного завода. Миасский автозавод "Урал", в свою очередь, готов закупать белорусские комплектующие для наращивания собственного производства. Кроме того, в Минске откроется шоурум, где малые и средние предприятия Южного Урала смогут на постоянной основе представлять свою продукцию.
Участники встречи договорились также развивать обмен вузов студентами и преподавателями, организовывать практики для обучающихся на обеих территориях.
Еще были заключены контракты на поставку 150 белорусских тракторов для аграрно-промышленного комплекса Челябинской области, такого же количества машин для организаций жилищно-коммунального сектора, подписано соглашение между Минским заводом лифтового оборудования и челябинским предприятием "Белур" об отгрузке 90 лифтов.
- Зная Челябинск, Челябинскую область, тем не менее удивился той мощи, которой вы обладаете. Мы примерно на полмиллиарда долларов в том году наторговали с областью. Думаю, в этом году должно быть больше. Чего греха таить, кто-то ушел, мы заняли определенные ниши в Российской Федерации, - подвел итог состоявшимся переговорам Александр Лукашенко.
По официальным данным, товарооборот между регионом и Беларусью увеличился в 2022-м на 20 процентов, при этом возможности дальнейшего роста не исчерпаны. Серьезным вызовом, как было признано в ходе визита, остается решение проблемы импортозамещения. Ей, а также связанным с нею вопросам обеспечения национальной безопасности и технологического суверенитета партнеры пообещали уделять особое внимание.