Поделиться

Замещаем сообща

По представительному составу южноуральской делегации, отправившейся в Беларусь, сразу можно было понять: это не экскурсия, ознакомительная поездка или визит вежливости. Уральцы везли целый кейс соглашений, охватывающих не только стратегический уровень межрегионального сотрудничества. Руководители крупных компаний области, таких как Магнитогорский металлургический комбинат, "Электромашина", автозавод "Урал", завод по выпуску кирпича "Кемма", высокотехнологичная группа "Метран" и других, представители малого и среднего бизнеса и региональной науки отправились в Минск с намерением запустить конкретные проекты с участием своих предприятий.
Александр Лукашенко и Алексей Текслер не просто провели официальные переговоры: общение получилось конструктивным и дружеским.
Александр Лукашенко и Алексей Текслер не просто провели официальные переговоры: общение получилось конструктивным и дружеским. / Пресс-служба губернатора Челябинской области

- Вопрос кооперации между Челябинской областью и Республикой Беларусь - то направление, в котором мы крайне заинтересованы. Ряд иностранных компаний покинул рынок. При этом появилась возможность не просто заместить импорт, но и создать продукцию нового уровня, - обозначил одну из главных целей визита возглавивший южноуральскую делегацию губернатор региона Алексей Текслер.

В условиях санкционного давления, затронувшего экономики обоих союзных государств, потенциал для сотрудничества стороны увидели в том, чтобы заполнить производственные ниши, образовавшиеся после ухода с рынка былых компаньонов, мобилизовав собственные возможности. Сегодня Южный Урал поставляет братской республике продукцию металлургии и машиностроения, пищевые продукты. Взамен получает много иной техники, произведенной белорусскими машиностроителями: автобусы МАЗ, тракторы МТЗ, БелАЗы. Однако стороны не хотят ограничиваться лишь этим. Челябинские хозяйственники, в частности, ожидают появления новых кооперационных связей с партнерами, готовыми заместить недоступные товары и технологии.

Чтобы лучше оценить деловые перспективы, челябинцы посетили Минский автомобильный завод, который производит тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различных видов оборудования, другую технику - всего более 500 моделей и модификаций, выходящих под одним брендом. И, хотя с этой компанией в области неплохо знакомы (по заключенному ранее контракту белорусы, к примеру, должны поставить в Златоуст 17 автобусов МАЗ-206), резерв для углубления взаимоотношений есть. Это подчеркнули во время состоявшихся встреч южноуральский губернатор, премьер-министр Беларуси Роман Головченко, министр промышленности республиканского правительства Александр Рогожник и другие участники, обсуждавшие аспекты импортозамещения, грядущую совместную работу.

- Мы заинтересованы в развитии торгово-экономических связей, - подтвердил Алексей Текслер. - Так исторически сложилось, что экспорт Челябинской области превышает импорт из Беларуси. Сегодня тема импортозамещения актуальна. Там, где испытываем дефицит, мы готовы сотрудничать с нашими белорусскими партнерами.

В Минске откроется шоурум, где малые и средние предприятия Южного Урала смогут на постоянной основе представлять свою продукцию

Между тем в республике развито не только машиностроение, но и станкостроение, напомнил гостям президент Александр Лукашенко. Он сообщил также, что страна готова поделиться с Челябинской областью накопленным опытом в аграрно-промышленном секторе, строительстве, науке, медицине, гуманитарной сфере.

Переходя к конкретным инициативам, южноуральцы предложили реализовать совместный проект строительства крупного животноводческого комплекса в Челябинской области, оснастив его белорусским оборудованием. Еще одно предложение заключается в локализации выпуска тракторов "Беларусь" в южноуральской столице на площадке Челябинского тракторного завода. Миасский автозавод "Урал", в свою очередь, готов закупать белорусские комплектующие для наращивания собственного производства. Кроме того, в Минске откроется шоурум, где малые и средние предприятия Южного Урала смогут на постоянной основе представлять свою продукцию.

Участники встречи договорились также развивать обмен вузов студентами и преподавателями, организовывать практики для обучающихся на обеих территориях.

Еще были заключены контракты на поставку 150 белорусских тракторов для аграрно-промышленного комплекса Челябинской области, такого же количества машин для организаций жилищно-коммунального сектора, подписано соглашение между Минским заводом лифтового оборудования и челябинским предприятием "Белур" об отгрузке 90 лифтов.

- Зная Челябинск, Челябинскую область, тем не менее удивился той мощи, которой вы обладаете. Мы примерно на полмиллиарда долларов в том году наторговали с областью. Думаю, в этом году должно быть больше. Чего греха таить, кто-то ушел, мы заняли определенные ниши в Российской Федерации, - подвел итог состоявшимся переговорам Александр Лукашенко.

По официальным данным, товарооборот между регионом и Беларусью увеличился в 2022-м на 20 процентов, при этом возможности дальнейшего роста не исчерпаны. Серьезным вызовом, как было признано в ходе визита, остается решение проблемы импортозамещения. Ей, а также связанным с нею вопросам обеспечения национальной безопасности и технологического суверенитета партнеры пообещали уделять особое внимание.