На чем именно сконцентрируется действие в фильме? В 60-х годах XIX века Александр II провел ряд либеральных реформ, одной из которых была судебная. Важными нововведениями стали открытость судов присяжных и право любого подсудимого на защиту. Таким образом к концу 70-х - началу 80-х в Санкт-Петербурге и Москве среди юристов начала выделяться отдельная группа адвокатов, многие из которых были настоящими звездами, и громкие процессы с их участием стали привлекать сотни зрителей, конкурируя с театральными представлениями.
Федор Плевако был одним из самых ярких героев того времени. Помимо выдающегося ораторского таланта и природной смекалки он обладал еще одной важной чертой, отличающей его от остальных адвокатов, - он был из народа. Будучи сам незаконнорожденным, Плевако отлично понимал простых людей и по-настоящему хотел им помогать, что и сделало из него народного любимца.
В фильме речь о том, как в 1880 году 38-летний Федор Плевако находится на пике своей формы. У него семья - жена и сын, собственная успешная контора с помощником - продвинутым молодым англоманом Шубнинским, к которому впоследствии присоединится сестра Плевако Юлия, представляющая собой оплот феминизма и передовых идей. А кроме того, у Плевако множество друзей и добрых знакомых, начиная с высшего света и мецената Саввы Мамонтова и заканчивая бандитами с Хитровки, где Плевако периодически принимает участие в кулачных боях.
Отправной точкой истории станет момент, когда идиллия, выстроенная Плевако, начинает рушиться. Ему предлагают взять дело некой Прасковьи Качки, застрелившей своего бывшего любовника - студента благородных кровей Байрашевского. Именно в рамках этого дела сойдутся интересы целого ряда влиятельных людей, среди которых могущественный советник Александра II Константин Петрович Победоносцев, и мир Плевако окажется под угрозой. Все усложняется еще больше, когда Плевако внезапно и взаимно влюбляется в супругу льняного магната Марию Демидову.
В каждой серии зрители станут свидетелями не только одного серьезного дела, основанного на реальном случае из практики Плевако, но и небольших анекдотов - дел, в которых "московский златоуст" буквально одной-двумя фразами сумел повернуть симпатии присяжных в нужную для себя сторону.
Сергей Безруков, исполнитель роли Федора Плевако:
- Федор Никифорович Плевако - интереснейшая личность, звезда своего времени! Газеты, в которых печатали его речи, раскупались молниеносно, на его выступления в суде ходили, как на концерт или в театр. Если он брался за защиту, то делал это на совесть. Адвокат ведь не выбирает, кого защищать. Иногда Федор Никифорович брался за ситуации, которые казались безвыходными, и все равно умудрялся повернуть дело так, что присяжные видели перед собой человека, его внутренний мир, а не совершенный им поступок, и в них пробуждалось сострадание. Я вообще считаю, что каждый имеет право на защиту. Мой персонаж - последний шанс для того, кто провинился, его надежда на спасение. Мне очень импонирует порядочность Федора Никифоровича: он в любой ситуации оставался человеком, а это - самое главное.
Анна Матисон, режиссер:
- Работа над проектом велась очень долго. Идея его создания принадлежит Тимуру Вайнштейну. Есть достаточное количество людей из мира адвокатуры, которые меняли представление об этой профессии, но Плевако занимает отдельное место в этом списке. Это был не просто блестящий адвокат, это был гениальный оратор, артист: он заставлял людей плакать, смеяться, сопереживать своим подопечным. Получить в защитники Плевако означало стать обладателем выигрышного лотерейного билета.
Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер телеканала НТВ:
- Я давно вынашивал идею - рассказать кинематографическим языком о нашем великом соотечественнике, блестящем адвокате и ярком общественном деятеле Федоре Никифоровиче Плевако. При работе над сценарием стало понятно, что многие дела, взятые для картины, актуальны и сейчас, а личности такого масштаба интересны аудитории вне зависимости от возраста. Вместе с главным героем зрителю предстоит пройти через один из самых драматичных и эмоционально насыщенных периодов его жизни. Нам удалось собрать потрясающий кастинг, жемчужиной в котором стал Сергей Безруков в роли Плевако. То, настолько глубоко Сергей вжился в образ легендарного адвоката, поражает.
Алексей Учитель, генеральный продюсер киностудии "РОК":
- На мой взгляд, и в исторических, и в современных картинах зачастую не хватает людей, на которых мы можем ориентироваться и которыми можем гордиться. А Плевако - именно такой человек. Он во многом перевернул представление о том, каким может быть адвокат. Умел добиваться победы в любом деле, даже если на первый взгляд оно казалось безнадежным. О его судебных речах ходили легенды, послушать их приходили и Шаляпин, и Станиславский… Словом, речь идет о личности действительно уникальной. В нашем проекте десять серий, и каждая - отдельное дело, которое ведет Федор Никифорович. Будет и экшн, и детективная линия, и, конечно, линия судьбы самого героя. Но мне кажется, что самым интересным для зрителя будет именно человеческий материал.
Алексей Гореславский, генеральный директор ИРИ:
- "Плевако" - один из ключевых проектов, которые поддерживает ИРИ. Это не только образ сильной личности и срез исторической эпохи. В сериале много тем, актуальных и сегодня, - жизненный выбор и ответственность за него, профессионализм, справедливость, ценности. Ждем масштабный исторический сериал, который захватит зрителя не только красивой картинкой и атмосферой, но и сильной историей.