Большое внимание уделяется подготовке региональных специалистов, у которых не всегда есть возможность посещать столичные бизнес-школы. Вузы предоставляют им на выбор более 140 образовательных программ. Учебный процесс позволяет получить знания и навыки, которые помогут эффективно работать на разных должностях и в любых условиях.
Один из самых северных городов России, Архангельск, в октябре этого года набрал на юбилейный 25-й поток 21 слушателя. К следующему лету они пройдут запланированный курс и должны будут защищать свои проекты. Для многих из них президентская программа - отличный шанс проявить себя. Кто-то хочет найти себе применение на государственной службе, для других это шанс "прокачать" свои знания и навыки для руководящей работы в крупных компаниях или в собственном коммерческом проекте.
- За 24 года проведения президентской программы в нашем регионе подготовлено множество эффективных управленцев, которые сейчас занимают различные посты в бизнесе, на предприятиях, в органах власти. Мы заинтересованы, чтобы в регионе работали специалисты с высокими компетенциями, большим опытом и высокой гражданской активностью. И программа дает такие возможности, - отметил министр экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Виктор Иконников.
По данным ФБУ "Федеральный ресурсный центр", за время работы программы профессиональную подготовку в регионе прошли 1154 специалиста, причем почти 200 из них еще и стажировались за границей. Для региона с населением чуть более миллиона человек это хороший результат. А в более крупных субъектах РФ счет идет уже на тысячи специалистов.
Как говорят опрошенные "РГ" эксперты, один из главных факторов успеха президентской программы - это ее лабильность: при имеющейся обязательной основе курсов, регионы имеют право и на самостоятельную работу. Вузы могут сами выбирать не только узкие темы для занятий, но также форматы подачи и даже перечень специалистов, необходимых, на их взгляд, для преподавания каждой конкретной темы. Такой подход явно идет на пользу всем участникам процесса.
В первую очередь это касается расписания. Участники - крайне занятые люди, поэтому учебу обычно переносят на выходные и вечерние часы по будням, после 19 часов. Но некоторые вузы делают и утренние, и дневные занятия. Все зависит от возможностей и пожеланий самих слушателей.
- Мы, например, выбрали для себя немного нестандартный формат работы, - рассказала начальник отдела международных программ Корпоративного университета Ульяновской области Елена Павлова. - Основная часть теории отводится под самостоятельное изучение, при этом в субботу занятия идут целый день. И периодически, обычно два-три раза в неделю вечерами по будням, у нас проходят онлайн-вебинары. Для наших участников такой формат оказался наиболее оптимальным.
- У вузов, работающих в рамках президентской программы, есть четкие требования курсов - обязательная программа в 550 часов, но при этом существенную часть содержания каждый вуз определяет самостоятельно. Мы сами выбираем название и основную мысль, а от общей концепции выстраивается и конкретный набор курсов, - отмечает руководитель программы "Управление устойчивым развитием организации в условиях глобальных вызовов", директор Центра делового образования Омского госуниверситета Елена Еременко. - Пользуясь этим "люфтом", мы можем вносить корректировки в соответствии с веяниями времени, учитывать пожелания наших слушателей. Это могут быть как частные вопросы, например, проблемы развития агроэкспорта, так и глобальные темы: где мы находимся сегодня на мировой экономической карте, каким образом работают современные международные рынки или как конкретное предприятие может грамотно вписаться в глобальную экономику.
По такой схеме работают практически все вузы. Что касается форматов, то их огромное множество. Интересен пример Калужского госуниверситета им. К.Э. Циолковского - вуз активно использует в работе так называемые активные методы обучения: деловые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций из практической деятельности слушателей, экспертные консультации и т.д.
- Это дает возможность слушателям прямо на занятиях находить решения производственных задач тех компаний, которые направили их на обучение, - говорит руководитель программ "Менеджмент", "Маркетинг" и "Управление персоналом", директор Института развития профессиональных компетенций Калужского госуниверситета им. К.Э. Циолковского Наталья Трутнева.
Омский госуниверситет активно использует в обучении так называемые форсайт-сессии (моделирование образа будущего).
- Каждый год у нас разные темы, но задача форсайт-сессий всегда одна - взгляд в будущее. Мы пытаемся ответить на вопрос, что конкретным бизнесам, отраслям или, скажем, нашему региону нужно делать, чтобы прийти к желаемому будущему, - отмечает Елена Еременко. - Тематика очень разнообразная: устойчивое развитие организаций, "зеленая" экономика, новые тренды в промышленности, - да что угодно, что востребовано сегодня участниками обучения.
А в Ульяновской области активно развивают межрегиональные стажировки, где участники обмениваются опытом с коллегами из других субъектов РФ.
- На такой формат нас натолкнули сами слушатели. Это опытные люди, которые, как правило, сами прекрасно знают ситуацию в своем регионе, знают людей своего круга. Их интересовали новые горизонтальные связи и опыт других субъектов РФ, - рассказала Елена Павлова. - Мы стали обращаться в Ресурсные центры других регионов (Нижний Новгород, Самарская область и т.д.) и везде увидели такую же заинтересованность. К сожалению, из-за пандемии такие встречи пока проходят в основном онлайн, но все равно это очень интересный и перспективный опыт.
Для преподавания вузы в первую очередь, конечно, привлекают своих специалистов. Но образовательная планка высока, и если в другом учреждении есть преподаватель более высокого ранга, то пригласить человека со стороны не считается зазорным.
- Мы привлекаем к обучению не только профессорско-преподавательский состав КГУ, но также сторонних экспертов-практиков, независимых консультантов, бизнес-тренеров ведущих бизнес-школ Москвы, - рассказала Наталья Трутнева.
В Омском госуниверситете привлекают к занятиям еще и выпускников программы, например, на форсайт-сессии. Приходят в вуз и чиновники самого высокого ранга.
Российская экономика адаптируется к новым условиям, а значит и обучение будущих руководителей может претерпеть изменения. Эксперты уверены в одном: это по-прежнему будет эффективный инструмент для подготовки управленцев.
Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова:
- Президентская программа подготовки управленцев для нужд экономики - один из ярких примеров фундаментального подхода к кадровому вопросу. Уже четверть века в стране успешно работает система отбора и подготовки высококлассных специалистов для компаний и предприятий всех секторов экономики. На мой взгляд, особенно важно, что наряду с такими традиционными отраслевыми кластерами, как промышленность, финансы, сельское хозяйство, строительство, программа ставит задачу готовить профессионалов для нужд сервисной экономики, инновационного и венчурного бизнеса, IT-индустрии.
В университетах хорошо знают, что изменение международной ситуации внесло свои коррективы в планы международного сотрудничества, в реализацию программ академической мобильности, работу некоторых международных исследовательских проектов. Очевидно, должны быть внесены изменения и в конфигурацию международного блока президентской программы подготовки управленцев. Если экономика страны все более ориентируется на страны ЕАЭС, БРИКС, ШОС, то и люди, двигающие ее вперед, должны получать более солидную подготовку в региональном и страновом разрезе.
Задачи президентской программы уже четверть века сохраняют свою актуальность. Главное - это обеспечение современными высокопрофессиональными кадрами реального сектора отечественной экономики как ключевого производителя национального продукта. Отрадно, что в программе заинтересован бизнес, часто в регионах спрос на учебные места превышает установленные квоты. Именно в этом вижу залог ее многолетней эффективности. Московский университет с самого старта программы участвует в ее реализации, в качестве ресурсного центра Российского союза ректоров активно вовлечен во взаимодействие с университетами, отобранными для подготовки кадров. Московский университет всегда был и остается гигантской кузницей кадров для экономики страны, поэтому с президентской программой подготовки управленцев у нас одинаковые приоритеты.