25.11.2022 07:41
    Рубрика:

    Подготовка современных руководителей учитывает сегодняшние особенности бизнеса

    Обучение руководителей по президентской программе подготовки управленческих кадров ведется в 86 институтах и университетах по всей России.
    Вузы используют при обучении деловые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций из практической деятельности слушателей. / Константин Завражин
    Вузы используют при обучении деловые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций из практической деятельности слушателей. / Константин Завражин

    Большое внимание уделяется подготовке региональных специалистов, у которых не всегда есть возможность посещать столичные бизнес-школы. Вузы предоставляют им на выбор более 140 образовательных программ. Учебный процесс позволяет получить знания и навыки, которые помогут эффективно работать на разных должностях и в любых условиях.

    Один из самых северных городов России, Архангельск, в октябре этого года набрал на юбилейный 25-й поток 21 слушателя. К следующему лету они пройдут запланированный курс и должны будут защищать свои проекты. Для многих из них президентская программа - отличный шанс проявить себя. Кто-то хочет найти себе применение на государственной службе, для других это шанс "прокачать" свои знания и навыки для руководящей работы в крупных компаниях или в собственном коммерческом проекте.

    - За 24 года проведения президентской программы в нашем регионе подготовлено множество эффективных управленцев, которые сейчас занимают различные посты в бизнесе, на предприятиях, в органах власти. Мы заинтересованы, чтобы в регионе работали специалисты с высокими компетенциями, большим опытом и высокой гражданской активностью. И программа дает такие возможности, - отметил министр экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Виктор Иконников.

    По данным ФБУ "Федеральный ресурсный центр", за время работы программы профессиональную подготовку в регионе прошли 1154 специалиста, причем почти 200 из них еще и стажировались за границей. Для региона с населением чуть более миллиона человек это хороший результат. А в более крупных субъектах РФ счет идет уже на тысячи специалистов.

    Как говорят опрошенные "РГ" эксперты, один из главных факторов успеха президентской программы - это ее лабильность: при имеющейся обязательной основе курсов, регионы имеют право и на самостоятельную работу. Вузы могут сами выбирать не только узкие темы для занятий, но также форматы подачи и даже перечень специалистов, необходимых, на их взгляд, для преподавания каждой конкретной темы. Такой подход явно идет на пользу всем участникам процесса.

    В первую очередь это касается расписания. Участники - крайне занятые люди, поэтому учебу обычно переносят на выходные и вечерние часы по будням, после 19 часов. Но некоторые вузы делают и утренние, и дневные занятия. Все зависит от возможностей и пожеланий самих слушателей.

    - Мы, например, выбрали для себя немного нестандартный формат работы, - рассказала начальник отдела международных программ Корпоративного университета Ульяновской области Елена Павлова. - Основная часть теории отводится под самостоятельное изучение, при этом в субботу занятия идут целый день. И периодически, обычно два-три раза в неделю вечерами по будням, у нас проходят онлайн-вебинары. Для наших участников такой формат оказался наиболее оптимальным.

    - У вузов, работающих в рамках президентской программы, есть четкие требования курсов - обязательная программа в 550 часов, но при этом существенную часть содержания каждый вуз определяет самостоятельно. Мы сами выбираем название и основную мысль, а от общей концепции выстраивается и конкретный набор курсов, - отмечает руководитель программы "Управление устойчивым развитием организации в условиях глобальных вызовов", директор Центра делового образования Омского госуниверситета Елена Еременко. - Пользуясь этим "люфтом", мы можем вносить корректировки в соответствии с веяниями времени, учитывать пожелания наших слушателей. Это могут быть как частные вопросы, например, проблемы развития агроэкспорта, так и глобальные темы: где мы находимся сегодня на мировой экономической карте, каким образом работают современные международные рынки или как конкретное предприятие может грамотно вписаться в глобальную экономику.

    Вузы могут сами выбирать не только темы для занятий, но также форматы подачи

    По такой схеме работают практически все вузы. Что касается форматов, то их огромное множество. Интересен пример Калужского госуниверситета им. К.Э. Циолковского - вуз активно использует в работе так называемые активные методы обучения: деловые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций из практической деятельности слушателей, экспертные консультации и т.д.

    - Это дает возможность слушателям прямо на занятиях находить решения производственных задач тех компаний, которые направили их на обучение, - говорит руководитель программ "Менеджмент", "Маркетинг" и "Управление персоналом", директор Института развития профессиональных компетенций Калужского госуниверситета им. К.Э. Циолковского Наталья Трутнева.

    Омский госуниверситет активно использует в обучении так называемые форсайт-сессии (моделирование образа будущего).

    - Каждый год у нас разные темы, но задача форсайт-сессий всегда одна - взгляд в будущее. Мы пытаемся ответить на вопрос, что конкретным бизнесам, отраслям или, скажем, нашему региону нужно делать, чтобы прийти к желаемому будущему, - отмечает Елена Еременко. - Тематика очень разнообразная: устойчивое развитие организаций, "зеленая" экономика, новые тренды в промышленности, - да что угодно, что востребовано сегодня участниками обучения.

    А в Ульяновской области активно развивают межрегиональные стажировки, где участники обмениваются опытом с коллегами из других субъектов РФ.

    - На такой формат нас натолкнули сами слушатели. Это опытные люди, которые, как правило, сами прекрасно знают ситуацию в своем регионе, знают людей своего круга. Их интересовали новые горизонтальные связи и опыт других субъектов РФ, - рассказала Елена Павлова. - Мы стали обращаться в Ресурсные центры других регионов (Нижний Новгород, Самарская область и т.д.) и везде увидели такую же заинтересованность. К сожалению, из-за пандемии такие встречи пока проходят в основном онлайн, но все равно это очень интересный и перспективный опыт.

    Для преподавания вузы в первую очередь, конечно, привлекают своих специалистов. Но образовательная планка высока, и если в другом учреждении есть преподаватель более высокого ранга, то пригласить человека со стороны не считается зазорным.

    - Мы привлекаем к обучению не только профессорско-преподавательский состав КГУ, но также сторонних экспертов-практиков, независимых консультантов, бизнес-тренеров ведущих бизнес-школ Москвы, - рассказала Наталья Трутнева.

    В Омском госуниверситете привлекают к занятиям еще и выпускников программы, например, на форсайт-сессии. Приходят в вуз и чиновники самого высокого ранга.

    Российская экономика адаптируется к новым условиям, а значит и обучение будущих руководителей может претерпеть изменения. Эксперты уверены в одном: это по-прежнему будет эффективный инструмент для подготовки управленцев.

    Дословно

    Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова:

    Фото: Сергей Куксин

    - Президентская программа подготовки управленцев для нужд экономики - один из ярких примеров фундаментального подхода к кадровому вопросу. Уже четверть века в стране успешно работает система отбора и подготовки высококлассных специалистов для компаний и предприятий всех секторов экономики. На мой взгляд, особенно важно, что наряду с такими традиционными отраслевыми кластерами, как промышленность, финансы, сельское хозяйство, строительство, программа ставит задачу готовить профессионалов для нужд сервисной экономики, инновационного и венчурного бизнеса, IT-индустрии.

    В университетах хорошо знают, что изменение международной ситуации внесло свои коррективы в планы международного сотрудничества, в реализацию программ академической мобильности, работу некоторых международных исследовательских проектов. Очевидно, должны быть внесены изменения и в конфигурацию международного блока президентской программы подготовки управленцев. Если экономика страны все более ориентируется на страны ЕАЭС, БРИКС, ШОС, то и люди, двигающие ее вперед, должны получать более солидную подготовку в региональном и страновом разрезе.

    Задачи президентской программы уже четверть века сохраняют свою актуальность. Главное - это обеспечение современными высокопрофессиональными кадрами реального сектора отечественной экономики как ключевого производителя национального продукта. Отрадно, что в программе заинтересован бизнес, часто в регионах спрос на учебные места превышает установленные квоты. Именно в этом вижу залог ее многолетней эффективности. Московский университет с самого старта программы участвует в ее реализации, в качестве ресурсного центра Российского союза ректоров активно вовлечен во взаимодействие с университетами, отобранными для подготовки кадров. Московский университет всегда был и остается гигантской кузницей кадров для экономики страны, поэтому с президентской программой подготовки управленцев у нас одинаковые приоритеты.

    Поделиться: