В 2007-м здесь начали разрабатывать и претворять в жизнь дополнительные образовательные программы для руководителей организаций социальной сферы. Наша программа профессиональной переподготовки "Менеджмент в социальной сфере" в течение двух лет была единственной подобной среди полутора сотен программ других университетов.
За прошедшее десятилетие обучение по этой программе прошли более 450 руководителей организаций и системы здравоохранения из 28 регионов России. Она завоевала большой авторитет и в нашей стране, и за рубежом. Шесть выпускников программы стали министрами здравоохранения различных субъектов РФ. В 2019 году программа "Менеджмент в здравоохранении" была сертифицирована ассоциацией "Глобальная сеть преподавателей для инновационного образования в области здравоохранения" (GENiE). В ее списке - 18 сертифицированных программ ведущих американских и европейских университетов.
Программа "Менеджмент в здравоохранении" была разработана и развивается в настоящее время на основе трех принципов, положенных в свое время в основу развития президентских образовательных программ в России: практической и проектной ориентации, доминирования активных методов обучения.
Значительный вклад и в практическую, и в проектную ориентацию программы вносят учебные дисциплины гибкого содержания, формируемого на основе образовательных потребностей сформированных учебных групп: "Практика оказания медицинских услуг" и "Актуальные вопросы реформирования системы здравоохранения РФ". В рамках первой из них организуются тематические бизнес-визиты в лучшие организации здравоохранения Санкт-Петербурга, а также в клиники Москвы, Хельсинки и Лаппеенранты. В рамках второй на площадке Высшей школы менеджмента СПбГУ периодически собираются представители кластера здравоохранения (государственные органы, медицинские клиники, фармацевтические компании, аптечный ретейл, образовательные учреждения и т.д.) для обсуждения животрепещущих вопросов развития здравоохранения. За последние два года в рамках программы было проведено три круглых стола по обмену опытом противодействия новой коронавирусной инфекции.
Одним из основных активных методов обучения является кейс-метод (обучение на основе описания реальных ситуаций. - Прим. "РГ"). В программе используются преимущественно авторские преподавательские кейсы, как правило, написанные на основе деятельности медицинских организаций, возглавляемых ее выпускниками. Завершает процесс обучения итоговая аттестация слушателей, состоящая из междисциплинарного экзамена и защиты выпускного аттестационного проекта. В качестве экзаменационного задания слушатели выполняют анализ предложенного им кейса, связанного со стратегическим планированием деятельности медицинской организации.
В современных условиях качество образования не может быть высоким, если оно не опирается на результаты научных исследований. Процесс обучения по нашей программе в значительной степени основан на интеграции образования, исследований, а также участии бизнеса и государства. Интеграция основана на научных исследованиях проблем управления медицинскими организациями, результаты которых применяются и на практике, и в учебном процессе. И сами исследования, и применение их результатов опираются на многочисленные виды постпрограммной работы с выпускниками - руководителями организаций и системы здравоохранения. В результате за прошедшие годы в Высшей школе менеджмента СПбГУ были развиты совершенно особенные компетенции в сфере моделирования деятельности медицинских организаций и обучения стратегическому планированию их развития.
Таким образом, к юбилею президентской программы СПбГУ может отчитаться о выполнении и, пожалуй, даже перевыполнении одной из ее целей - создании под ее брендом программ переподготовки международного уровня.