25.11.2022 06:04
    Поделиться

    Президентская программа даст новые форматы подготовки для российских управленцев

    В этом году исполняется 25 лет президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.
    Слушателям программы важно научиться превращать идеи в конкретные проекты.
    Слушателям программы важно научиться превращать идеи в конкретные проекты. / Константин Завражин

    Среди ее выпускников директора предприятий, успешные предприниматели, государственные служащие. Знания и опыт, полученные ими в ходе обучения, позволили запустить множество проектов и внести свой вклад в развитие экономики нашей страны. О том, как сегодня работает программа и какой она может стать в ближайшем будущем, "РГ" рассказала заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.

    Татьяна Александровна, в чем государство как заказчик программы обучения управленческих кадров видит ее цель?

    Татьяна Илюшникова: В нашей стране 25 лет назад начал зарождаться класс бизнесменов и появилась предпринимательская инициатива. Тогда остро встал вопрос о новых компетенциях и знаниях, которыми управленцы того времени не обладали. Поэтому на начальном этапе основной задачей программы была подготовка принципиально новой когорты управленческих кадров в бизнесе для того, чтобы экономика развивалась на основе рыночных механизмов. Эту задачу решали и сама программа, сформированная на основе лучших мировых практик бизнес-образования, и международные стажировки. Дальше менялись условия ведения бизнеса, менялись сами участники, поэтому происходили изменения в наполнении программы при сохранении форматов. Сейчас президентская программа - это по-прежнему кузница талантливых управленцев для экономики России.

    В чем уникальность программы и ее сильные стороны?

    Татьяна Илюшникова: В том, что она и практико- и проектно-ориентированная. На программе обучаются люди, уже имеющие опыт ведения бизнеса и управления коллективами, в том числе крупными предприятиями. Это не вчерашние студенты с вузовской скамьи, им важно получить не теоретические знания, а научиться превращать идеи в проекты а проекты - в продукты, товары и услуги. Ведь основная цель бизнеса - быть коммерчески успешным, и мы учим этому наших слушателей.

    Каждого участника программы делегирует его предприятие и он уже на старте имеет определенную прикладную цель участия. И далее все крутится вокруг этой бизнес-задачи, получая подкрепление и развитие.

    Как вы оцениваете работу президентской программы, выполняет ли она поставленные перед ней задачи?

    Татьяна Илюшникова: Можно посмотреть на цифры - выпускники программы создали более 85 тысяч новых рабочих мест. Из их дипломных работ выросло более двух тысяч новых проектов. Они также привлекли большой объем инвестиций. Но, помимо прочего, была создана определенная культура ведения бизнеса, сформировано серьезное сообщество управленцев, которые могут стать наставниками для других. Когда есть успехи в собственном бизнесе, возникает потребность делиться знаниями с начинающими предпринимателями, теми, кто делает лишь первые шаги.

    Из дипломных работ выпускников программы выросло более двух тысяч новых проектов

    Последние несколько лет были непростыми: сначала пандемия, затем санкции. Повлияло ли это на работу программы?

    Татьяна Илюшникова: Ситуация действительно меняется: в период пандемии появились ограничения передвижения и дистанционные форматы, сейчас - санкционное давление, закрытие части рынков. Программа гибко отвечает на эти вызовы. Мы перенастраиваем как образовательные модули, так и структуру и направления программ стажировки.

    Татьяна Илюшникова: Программупроходят люди, уже имеющиеопыт ведения бизнеса. Фото: Из личного архива

    Несмотря все на ограничения, важно сохранить и развивать общение бизнеса с бизнесом. В этом году мы запустили после перерыва международные стажировки, изменив их географию.

    Важно отметить, что за последние 25 лет российский бизнес уже сам накопил уникальный опыт. Руководителям и собственникам предприятий из числа первых выпускников точно есть что рассказать и показать своим коллегам. Поэтому мы всерьез обсуждаем возможность организовывать не только международные стажировки, но и отправлять участников на российские предприятия, готовые поделиться своими наработками.

    Сейчас президентская программа - не единственная в сфере бизнес-образования в России, есть и другие. Чувствуете конкуренцию?

    Татьяна Илюшникова: 25 лет назад наша программа соответствовала принципам MBA, бизнес-образования, которое тогда в Россию еще не пришло. И многим вузам, которые включились в реализацию программы, разработку ее идеологии, этот опыт позволил выстроить собственные продукты по бизнес-образованию. Но мы, несмотря на все новшества времени, стараемся сохранять именно практико-ориентированный и проектно-ориентированный подход. И хотя сегодня конкуренция на этом рынке совершенно другая, наша программа живет и развивается. Это означает, что она занимает свою уникальную нишу в бизнес-образовании.

    Не думали о том, что, возможно, программа уже выполнила свою задачу и может быть закрыта?

    Татьяна Илюшникова: Это вопрос даже не к министерству экономического развития - куратору этой программы. Все определяет запрос от реального сектора. Программа нужна ему, нужна бизнесу. Когда я приезжаю в регионы и посещаю предприятия, всегда спрашиваю, есть ли у кого-то опыт обучения по президентской программе? И оказывается, что многие прошли эту школу. Они рассказывают, как после обучения родились новые направления работы или новые бизнесы.

    В президентской программе могут появиться не только международные стажировки, но и возможность изучать опыт российского бизнеса

    Как дальше будет развиваться президентская программа? Какой она должна быть с учетом текущих условий и новых вызовов?

    Татьяна Илюшникова: Во-первых, у нас есть запрос от выпускников, прошедших обучение 23-25 лет назад. Они уже реализовали свои идеи, проекты и говорят, что хотели бы вновь войти в эту воду, потому что за это время и задачи, и ситуация изменились. Они хотели бы повторно принять участие в программе.

    Второй запрос связан с дистанционными форматами обучения. Обсуждаем, что какие-то модули могут преподаваться дистанционно, какие-то - в личном присутствии. Зачастую сейчас информация сжата, и человек может почерпнуть много теоретических знаний в интернете. Поэтому возможен модульный подход - более короткие программы по отдельным направлениям и темам. Тогда программа будет представлять не единый монолит, а даст человеку возможность набирать себе "в корзину" те элементы, которые его интересуют.

    И третье - усиление практико-ориентированной составляющей. Я уже говорила, что могут появиться не только международные стажировки, но и возможность изучать опыт российского бизнеса.

    25 лет - это рубеж взросления. Программа точно обретает новые форматы реализации при сохранении ключевых принципов - высокое качество образования, практико-ориентированный подход и доступность как географическая, так и финансовая.

    Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Михаил Калмацкий
    Поделиться