На экраны вышли "Сестры" - пост-хоррор о круговороте жестокости в мире

В российский прокат выходит картина "Сестры" - полнометражный дебют Ивана Петухова ("Алиса") о домашнем насилии и таинственных монахинях, которые с помощью ритуалов помогают женщинам защититься от их обидчиков.

Андрей и Аня со стороны выглядят счастливой семьей. Он - примерный муж и отец, который работает не покладая рук, чтобы обеспечить свою семью. Она - образцовая домохозяйка, которая и домочадцев всегда накормит, и дом содержит в чистоте и порядке. Казалось бы, все идеально. Однако в один день жена собирает вещи, берет сына в охапку и пытается сбежать из дома. Затея проваливается, и тут-то оказывается, что за закрытыми дверями царит отнюдь не благополучная атмосфера. Причем настолько, что отчаявшаяся женщина готова вверить свою судьбу в руки потусторонних сил - призраков дам в черном, сгинувших всей общиной в огне много веков назад, - лишь бы вырваться из такого же кошмара, в котором она пребывает уже несколько лет.

Из исполнителей главных ролей - Никиты Ефремова ("Нулевой пациент") и Ирины Старшенбаум ("Лето") - вышла крайне контрастная пара. Он - спокойный и рассудительный, внимательно выслушивающий нарекания благоверной и миролюбиво на них отвечающий. Она - взбалмошная и тревожная, истерически реагирующая даже на простое касание супруга. По первому впечатлению может даже возникнуть крамольная мысль, что в этой семье как раз муж - жертва, которому приходится терпеть психически неуравновешенную половинку. Эдакая "Одержимая" Анджея Жулавского на новый лад. И дальнейшие события отчасти напоминают картину польского режиссера, с теми лишь нюансами, что Андрей окажется не настолько безобидным, а Аня - не столько сумасбродной.

Когда речь заходит о домашних тиранах, то в голове вырисовывается определенный образ маргинального мужика, который под влиянием даров ликеро-водочного царства или просто плохого настроения начинает "воспитывать" домашних, грозя им кулаком или топором. Однако создатели "Сестер" намеренно избегают шаблонов, а потому в картине практически отсутствуют сцены побоев. О них лишь напоминают секундные флешбэки да синяки по всему телу Ани.

Здешний Андрей - деспот иного толка. Он прежде всего давит психологически, заставляя жертву чувствовать свою полную беспомощность. Никита Ефремов мастерски играет по-настоящему страшного человека, который во многом пугает своей непредсказуемостью. Зритель постоянно находится в напряжении, поскольку не знает, как в очередной ситуации поведет себя персонаж - набросится на собеседника или начнет ласково увещевать его, засыпая конструктивными доводами, в каждом из которых, тем не менее, запрятана угроза.

Важно отметить, что режиссер Иван Петухов позиционирует свою ленту первым отечественным пост-хоррором. То есть "возвышенным" фильмом ужасов, где ставка делается не на сиюминутный испуг посредством внезапных появлений монстров, а на сложную проблематику, которая сама по себе порой вызывает ночные кошмары. Можно долго спорить насчет новой волны хорроров, действительно ли это революция в жанре или всего лишь маркетинговый трюк, но сложно отрицать, что "Сестры" во многом схожи с работами Ари Астера ("Реинкарнация"). Действие протекает медленно, и фильм практически не выходит за рамки одной квартиры, где Аня по воле мужа после попытки побега оказывается заточена. Напряжение постепенно нарастает, и сама по себе чудовищная ситуация становится только хуже.

Героиня Ирины Старшенбаум фактически оказывается отрезана от всего мира. Причем не только закрытой снаружи дверью. Соседка, не реагирующая на просьбу помочь; комментаторы в интернете, исходящие из парадигмы, что жертва всегда виновата; даже свекровь, снимающая издевательские видео с внуком, который просит маму не сердиться на папу, - все они становятся дополнительными источниками стресса и паранойи. Актрисе удается в полной мере передать ощущение нарастающего безумия Ани, которой от каждодневного пребывания в клетке чудятся то падающий с неба пепел, то постепенно сужающийся коридор, и к этим видениям добавляются навязчивые образы из прошлого.

Удивительно, но фигуры сестер в черных одеждах, которые в любом другом фильме воспринимались бы маркерами угрозы, в ленте Петухова ощущаются единственными маяками надежды. Мир, представленный на экране, настолько искажен и перевернут, что только сила извне может принести в него спасение.

Создатели картины в образе Ани в том числе нащупывают болезненную и во многом парадоксальную сущность так называемого Стокгольмского синдрома. И, пожалуй, это самое страшное, что есть в фильме. Можно выбраться из запертого дома или обуздать жестокого мужа. Но можно ли вывести человека из состояния, когда он раболепно преклоняется перед собственным мучителем, отказываясь от любой помощи? "Куда бежать? Я дома", - ответ главной героини на предложение уйти из квартиры ближе к финалу во многом звучит, как приговор самой себе.

"Сестры" - это фильм не только про домашнее насилие. Режиссер исследует саму сущность круговорота жестокости в мире. И как бы не хотелось верить, что каждому в конце концов воздастся, статистика убитых в ходе бытовых конфликтов женщин, показанная в конце, а также символический выход ленты 25 ноября - в международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин - прямо говорят, что богини мести эринии бывают могущественными только в мифах и легендах.