Владислав Валерьевич, как сегодня меняются университеты и их задачи?
Владислав Гриб: Все геополитические вызовы, с которыми мы сейчас столкнулись, безусловно отразились на российском образовании на науке. Сейчас на первом плане два вопроса: работа наших ученых и научных организаций в новых условиях и международные связи. У нас уже изменилась система наукометрии, нет обязанности публиковаться в западных научных журналах, мы развиваем свою наукометрию, работаем над "белым" списком российских научных журналов. Что касается международных связей - в приоритете ориентир на наших партнеров в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Африке. Там есть очень интересные университеты, научные центры с огромным потенциалом. Думаю, что появятся новые консорциумы, научные партнерства. Еще один важный вопрос: коммерциализация научных разработок российских ученых, импортозамещение. Это возможно только при сотрудничестве науки, бизнеса и государства.
Сегодня, когда замороженные многие международные исследовательские программы, куда смотреть нашим ученым?
Владислав Гриб: Повторю - колоссальный потенциал у китайских и индийских вузов - и по оборудованию, и по развитию, по различным научным разработкам. Есть очень сильные вузы в Казахстане, Узбекистане, в целом, в СНГ. Надо расширять географию научного сотрудничества на Китай, Индию, Бразилию, Чили. Но, кстати, несмотря ни на что, есть ряд западных вузов, которые продолжают работать с российскими коллегами совершенно спокойно.
Чтобы в вузовскую науку приходили молодые кадры, нужно их воспитывать уже со школы. Профессора ходят в школу?
Владислав Гриб: Школа закладывает тот потенциал, с которым мы работаем в университетах. И конечно, вузы конкурируют за лучших абитуриентов и должны работать со школами. В Москве это очень хорошо продумано в формате предпрофильных и профильных классов. Профориентация, особенно ранняя, сегодня очень важна. Потому что есть неплохие вузы, ведомственные в том числе, которые в этом году не смогли закрыть бюджетный набор. Причем, как правило, это направления, связанные с физикой, математикой. Это, помимо прочего, знак: надо уделять больше внимания математике, физике, химии, биологии, чтобы как можно больше школьников сдавали ЕГЭ по этим предметам. Нужно работать с мотивацией, увлекать предметом. И здесь взаимодействие школы и вуза выходит на первый план.
По большому счету, за каждой российской школой нужно закрепить шефство вуза, причем в первую очередь, речь о сельских, небольших школах. В столицах и крупных городах такие связи как правило есть. А вот небольшие школы надо подтягивать.