Как стало известно из источников в Елисейском дворце, Макрон вместе с супругой Брижит прилетит в США 29 ноября, но официальная программа стартует только на следующий день. Его сопровождают не менее шести министров, в том числе глава внешнеполитического ведомства Катрин Колонна и экономического - Брюно Ле Мэр. В делегацию также включены руководители ведущих национальных корпораций, таких как Total Energies, EDF, LVMH.
В ходе визита, который продлится до пятницы 2 декабря, в честь Эмманюэля Макрона будет дан государственный ужин в Белом доме, его примут в обеих палатах конгресса США, в госдепартаменте, но главное - состоятся интенсивные переговоры с американским президентом Джо Байденом.
Ожидается, что на переговорах французский лидер попытается убедить президента США избежать неравной конкуренции между европейскими и американскими компаниями, что может спровоцировать так называемый Акт о снижении инфляции, подписанный Байденом еще в августе и вступающий в силу с 1 января.
Так вот этот закон действительно напрямую угрожает экономическим интересам Евросоюза, и в первую очередь его промышленности. Дело в том, что он предполагает всевозможные льготы и сокращение налогов на многие десятки миллиардов долларов в области энергообеспечения для всех компаний, которые откроют свой бизнес или станут инвестировать в проекты на американской территории.
Помимо этого новый закон нацеливает американских потребителей покупать свою, американскую продукцию, особенно электромобили. Европейских автомобилестроителей больше всего возмутило, что льготы (а речь идет о налоговых скидках до 7500 долларов) распространяются только на американские машины или те, у которых аккумуляторы произведены с использованием американских компонентов.
Ситуация действительно тяжелая. Как писала на днях французская экономическая газета Les Echos, "над Евросоюзом нависла угроза деиндустриализации".
Недаром накануне визита за океан Макрон принял в Елисейском дворце представителей головной европейской организации промышленников - "Круглого стола в поддержку индустрии" (Round Table for Industry). На ней он всячески пытался убедить промышленных "тяжеловесов" Старого континента не поддаваться на сладкие речи и вполне конкретные предложения, исходящие из США, а именно: махнуть рукой на Европу и перебраться на противоположный берег Атлантики.
Отметим, что этот заокеанский "магнит" обладает недюжинной притягательной силой еще и потому, что в условиях нынешнего мирового энергетического кризиса тарифы на СПГ в США на порядок ниже (в среднем в восемь раз), чем те, по которым продают его в страны ЕС. Информация о том, что целый ряд европейских концернов, особенно энергоемких, таких как германский химический холдинг BASF или автомобилестроительный гигант Volkswagen, серьезно подумывают пойти по этому пути, то и дело появляется в западных, в том числе французских СМИ.
Удастся ли Макрону донести до Белого дома серьезность ситуации, примут ли там во внимание европейские озабоченности? Большой вопрос. В противном случае, как написал на страницах газеты Le Monde видный французский экономист Оливье Бланшар, может разразиться трансатлантическая торговая война, которая "всем дорого обойдется".
Здесь также обратили внимание на заявления министра экономики Брюно Ле Мэра, сделанное им накануне поездки Макрона за океан и, судя по всему, с ним согласованное. "Мы намерены бороться за сохранение наших экономик (европейских) всеми доступными средствами",- подчеркнул он и заметил, имея в виду отношения между США и ЕС, что поддерживать их на том же уровне, что сейчас, при введении американцами Акта о снижении инфляции "не представляется возможным".
К каким мерам готовы прибегнуть в Евросоюзе, если в Вашингтоне проигнорируют их более чем обоснованные тревоги? Скорее всего, не будут рубить сплеча. Первым ответным шагом, во многом символическим, станет протест во Всемирную торговую организацию (ВТО). Если это не поможет, то против американских компаний в Европе могут быть задействованы ограничительные действия, при которых режим наибольшего благоприятствования будет распространяться только на местных производителей, а американские останутся за бортом. Другой ответной мерой, о которой ранее говорил Макрон, может стать калька с программы США "Покупайте американское" - "Покупайте европейское".