Об этом сообщает еженедельник Die Zeit, ссылаясь на данные соцопроса компании NielsenIQ. "Сейчас все больше людей задают себе вопрос, без чего они могут обойтись, а потом и делают это на практике", - отмечает эксперт компании Лотар Стайблин. По его словам, немцы сейчас чаще сравнивают цены в различных магазинах, охотнее пользуются акционными предложениями, переключаются на более дешевые продукты и бренды.
"Чем дольше продолжается кризис, тем больше люди используют различных возможностей сэкономить", - говорит Стайблин, указывая на то, что масло, например, в продуктовых корзинах заменяется дешевым маргарином, минеральная вода - обычной водопроводной, а от таких предметов, как дезодорант, многие просто отказываются.
Схожие результаты показывает и соцопрос, проведенный на днях немецким Союзом обществ защиты прав потребителей. По его данным, более 60 процентов немцев выбирают в магазинах продукты подешевле, половина - отказывается от покупки предметов одежды, треть - экономят на автомобильных поездках и авиапутешествиях. За последнее время немецкие СМИ сообщали о нескольких случаях, когда вполне обеспеченные семьи из-за слишком высокой арендной платы и цен на коммунальные услуги вынуждены были переселиться в дома на колесах - такое жилье обходится на порядок дешевле квартиры.
Впрочем, ограничивать свое потребление жители Германии готовы не только в связи с ростом цен. По крайне мере, большинство из них заявляет, что не против, например, отказаться от покупки новой одежды ради спасения климата. Для трети немцев экологические причины являются веским обоснованием сокращения поездок на автомобиле и потребления мяса. Половина считает, что для того, чтобы остановить изменение климата, можно полностью пожертвовать экономическим ростом в стране. Хотя не исключено, что для многих это является просто хорошим оправданием - если уж все равно приходится экономить, то лучше, конечно, делать это ради благородной цели.