Почти половина предпринимателей считают, что стоимость продаж через маркетплейсы сопоставима с другими каналами. Но комиссии маркетплейсов не одинаковы, отмечают аналитики Data Insight. Диапазон составляет 2-15 процентов от завершенной продажи (оплаченной и доставленной покупателю). Из-за этого продавцы могут не зарабатывать, а терять на каждой продаже товара, особенно если помимо комиссии маркетплейса неправильно рассчитают стоимость логистики и стоимость товара по акции.
Разобраться во всех этих нюансах предпринимателям бывает сложно, особенно тем, кто выходит на маркетплейс впервые или планирует работать сразу с несколькими торговыми площадками. Поддержать продавцов готовы банки - у многих кредитных организаций стали появляться сервисы, помогающие на всех этапах - от регистрации ИП, анализа рынка и выбора подходящей ниши до старта продаж на всех самых известных маркетплейсах (Оzon, Wildberries, Яндекс.Маркет, AliExpress и др.).
"Клиентам нужна не только финансовая поддержка. У многих из них есть желание открыть бизнес, но они не знают с чего начать и что делать потом, - рассказал руководитель департамента развития малого и микробизнеса Альфа-Банка Владимир Борисенко. - Мы предлагаем готовое решение и всестороннюю поддержку при выходе на маркетплейсы, а также в течение всего периода работы. Партнерский сервис возьмет на себя не только консультирование, а сделает все - от покупки до маркировки и отгрузки товара на склад".
Исследование МТС Банка показало, что в среднем каждый продавец работает с двумя маркетплейсами, поэтому банк помогает предпринимателям с выходом на две крупные российские площадки. При оформлении в банке расчетно-кассового обслуживания компании малого и среднего бизнеса могут бесплатно подключиться к двум маркетплейсам. Сервис включает онлайн-обучение и поддержку персонального менеджера, а также готовый контент, адаптированный под конкретный маркетплейс, и полное сопровождение первой поставки.
"Маркетплейсы - одна из самых популярных площадок для потребителей, с максимально расширенным ассортиментом товаров. В связи с этим мы видим высокий спрос и со стороны бизнеса, желающего расширить географию присутствия и выйти на новые потребительские сегменты, тем самым увеличив объемы продаж, - отметила руководитель кластера малого бизнеса МТС Банка Надежда Панчурина. - Мы работаем в тесном взаимодействии со своими клиентами и заинтересованы в развитии их дела.
Интерес к подобным сервисам банков постоянно растет. Так, в этом году на маркетплейсы с помощью сервиса "Точка Маркетплейсы" вышло 8 тысяч клиентов, рассказала Евгения Евлютина, сооснователь банка "Точка", лидер направления "Электронный бизнес". При этом сам сервис запустился сравнительно недавно - в конце 2021 года. Общий средний доход всех его пользователей составил 1 миллиард рублей".
"Опытные продавцы зарабатывают на онлайн-площадках в среднем 500 тысяч рублей в месяц, - отметила Евгения Евлютина. - Новички в среднем зарабатывают в первый месяц продаж в пять раз меньше - 100 тысяч рублей. В 2022 году средний месячный доход продавца в феврале был 387 тысяч рублей, в марте - 484 тысячи (рост на 25 процентов месяц к месяцу)".
Продавцы интересуются такими инструментами, как аналитика продаж, онлайн-бухгалтерия, кредитование, а также торговля с Китаем. В сервисе "Точка Маркетплейсы" можно анализировать продажи и планировать поставки для трех самых популярных маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет), отслеживать расходы на торговой площадке (в том числе комиссии, логистику) и доходность по каждой товарной позиции. Также сервис позволяет анализировать весь ассортимент с точки зрения доходности и предсказуемости продаж, планировать поставки на склады маркетплейсов.
Благодаря этим опциям предприниматели могут выявлять наиболее и наименее ликвидные товары, чтобы своевременно принимать решения по продвижению (в какие товары вкладываться, а в какие - нет). Также аналитика показывает, какие товары не приносят прибыли (их нужно снять с продажи или поменять цену на них), помогает заранее планировать закупку новых партий товара и расходовать оборотные средства наиболее оптимально. Сервис позволяет сократить расходы на логистику, своевременно выявляя товары, которые "катаются" туда-сюда, и изымая их из продажи, избежать попадания товаров в категорию "нет в наличии".
Сбербанк провел опрос среди компаний в сегменте микро- и малого бизнеса сферы торговли и выяснил, что маркетплейсы - самый популярный канал сбыта для предпринимателей, работающих онлайн. Его выбирают 53 процента опрошенных, еще 19 процентов торгуют через собственный интернет-магазин, столько же - через социальные сети. Большинство компаний, работающих в онлайне, не имеют физического канала продаж, при этом 95 процентов планируют дальнейшее развитие в этом сегменте.
"Наиболее популярные инструменты, которые используют для развития компании, преимущественно представленные в онлайн-каналах, - это логистические сервисы, создание интернет-магазина и поддержка клиентов онлайн", - рассказал директор дивизиона "Малый и микробизнес" Сбербанка Алексей Шашкин.
Согласно исследованию, компаниям сегодня нужна помощь в финансировании, предоставлении различных способов оплаты, подборе и обучении штата. Также предпринимателям нужна помощь в поиске клиентов и новых рынков сбыта, аналитике спроса и подборе актуальных товаров, продвижении и рекламе. Среди самых востребованных нефинансовых сервисов - юридические консультации, бухгалтерия для ИП, электронный документооборот.