Уже год без Александра Градского. Как и за что мы вспоминали его все это время?! И чему можем научиться у Градского, какие его примеры взять?
Так говорил не только великий Карлсон из книги Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше".
Градский, наверное, согласился бы. Свою рок-оперу "Мастер и Маргарита" он сочинял с перерывами 30 лет. И не отчаивался, когда не хватало денег, да и со спонсорами для постановки не хватало денег… Она, кстати, до сих пор не поставлена и не выпущена. Есть только одна аудиозапись - мастер-тейп, и не было спонсоров на постановку. Зато в ней спели и Михаил Серышев, и Николай Фоменко, Алексей Кортнев, Иосиф Кобзон, дочь артиста Мария, и даже актеры Олег Табаков и Людмила Касаткина. Жаль, если это теперь никому не будет нужно и рок-опера потеряется - пленка с записью имеет вредную особенность осыпаться…
Театр "Градский Холл" тоже строился почти 20 лет. Александр Борисович был мужик рукастый. И в машинах понимал (отлично разбирался в двигателях, мог починить любой механизм), и в ремонте. Обозреватель "РГ", еще будучи студентом журфака МГУ, так с ним и познакомился - приехал на интервью (тогда Градский жил на улице Марии Ульяновой, недалеко от Ленинского проспекта). Увидел музыканта копающегося в моторе. И вместо дежурного приветствия услышал что-то типа "подай ключ на 12, вон там, на воздушном фильтре"… Он восстанавливал и коллекционировал старинные машины. Был умелец. А если надо - мог веско и остроумно накричать на строителей, когда те были очень уж нерадивыми, не стесняясь в выражениях, но и очень образно….
Этому учиться не нужно. А вот тому, как поступать в неудачах - пригодится! Открытие "Градский Холл" было назначено, журналисты приехали, но увидели здание по-прежнему в лесах и бродящего рядом артиста.
- Ладно, что ж так, - развел он руками, - заходите ребята. Вы сами все видите, но хоть поговорим.
Фразы были примерно такими.
А потом мы сидели внутри на оставшихся досках, на неубранной арматуре, пока Градский сбегал в соседний магазин. Купил там на свои несколько пакетов еды, посуду и что в нее наливать. А потом состоялся этот необычный привал. Он нам рассказывал, а мы сидели в фойе, где так и не закончился ремонт. Рассказывал, кажется, что-то немного и пел, спрашивал, обсуждал… Наверное это была самая необычная пресс-конференция в мировом шоу-бизнесе.
Зато мы оценили Градского, как человека, никогда не опускающего рук и находящего выход в самых сложных ситуациях. Кто-то больше зауважал и понял. Расходились совсем не расстроенными, а почти друзьями. Ну, а ремонт он все-таки закончил. Через полгода. Но что говорил при этом строителям своим красивым и мощным голосом, которому были подвластны любые могучие интонации - никто не знает…
И эту историю теперь тоже полезно вспоминать. У Градского был назначен концерт в Театре Эстрады. Все билеты распроданы, но артист попросил еще 200 для друзей.
- Все кресла в зале будут заняты, - разводил руками директор.
- Меньше нельзя, - гнул свою мысль Градский, - друзей у меня много. Если нет мест в зале, поставьте стулья.
- Так, где ж их поставить? В проходе нельзя - люди будут ходить, да и пожарные запретят!
Градский думал недолго. А потом предложил:
- А поставьте их на сцене. Мне мои друзья мешать не будут.
Директор уже не нашелся что ответить, и кресла решили поставить.
Градский, конечно, был человек слова. Незадолго до старта юбилейного "Голоса", в котором он обещал вернуться в кресло наставника, артист подхватил коронавирус. Лечился долго и сложно. Может, не долечился, потому что появился на съемках "Голосе" вовремя. Рабочие сцены рассказывали, что на съемочную площадку Градского приносили.
Агутин его спрашивал о здоровье. Но Градский оставался в зале и объяснял, что "не хочет никого повести". Потом, когда уже родные вызвали домой скорую - давление стильно упало, - артист просил врачей не беспокоиться, объясняя, что "уже сам научился справляться"…
Его не спасли… И об этом хочется напомнить год спустя: люди, не рискуйте, берегите здоровье. Особенно сейчас, в пору, когда коронавирус и грипп появляются одновременно. Это большие артисты не думают о своем здоровье. Год спустя думать об этом снова было мучительно больно…
И об этом мы тоже помнили весь год. Боялись, что театр пропадет без своего создателя. Но новый его художественный руководитель Алексей Рыбников только приумножает его славу.
В конце октября состоялась премьера оперы "Князь Андрей Болконский". Очень могучей, дерзкой по замыслу и филигранной по идеям и исполнению, с дизайном и сценографией - тоже выше всех похвал.
Но и любимый Градским рок в афише остался, если кто об этом год беспокоился. 10 декабря на сцене, в программе "Рок-н-ролл на троих" снова споют как раз ученики Градского: Александра Воробьева, Михаил Озеров и Андрей Лефлер.
Аплодисменты. И снова - браво, Маэстро!