Каждый второй российский регион внедрил интеллектуальные транспортные системы

Каждый второй российский регион внедрил модули транспортного моделирования и прогнозирования, геоинформационную систему графической визуализации, подсистемы метеомониторинга и модули координированного управления движением. Но при этом единая платформа управления транспортной системой (ЕПУТС), которая объединяет все действующие интеллектуальные системы и позволяет управлять всем транспортным комплексом агломерации в режиме "одного окна", пока что внедрена не во всех регионах.
Павел Бедняков/РИА Новости

"Учитывая тот факт, что проекты по ИТС в России начали комплексно развиваться только в последние несколько лет, очевидно смещение акцентов на компоненты, которые помогают решить насущные задачи региона. От 40 до 70% агломераций устанавливают подсистемы, которые помогают в режиме реального времени отслеживать, предупреждать, менять условия дорожного движения и управлять светофорами в зависимости от развития транспортной ситуации", - комментирует Дмитрий Целиков, генеральный директор компании "Ростелематика" (входит в концерн "Телематика").

Компания "Ростелематика" на основании своих проектов в 21 агломерации выявила самые передовые города, где установлены "умные дорожные системы". Лидерами по развитию ИТС можно назвать Самару, Краснодар и Новокузнецк.

Видеодетекторы транспорта - самый популярный вид дорожных детекторов. Они занимают около 50% всего интегрированного периферийного оборудования в регионах. По типу работы детекторы делятся на индуктивные, феррозондовые, ультразвуковые, инфракрасные и основанные на видеоанализе. Видеодетекторы устанавливают для сбора данных о пробках и интенсивности передвижения машин. Вторые по востребованности - оборудования дорожного управления с контролерами, которые регулируют работу светофоров. Доля их установки составляет 27%. Тройку лидеров замыкают камеры видеонаблюдения состояния дорог и дорожной инфраструктуры - их внедрено около 20 процентов от общего числа. Табло и дорожные метеостанции занимают долю около 1% среди ИТС (интеллектуальных транспортных систем). Центры обработки данных (ЦОД) и центры управления дорожным движением (ЦУДД) присутствуют в каждом регионе.

Видеодетекторы были разработаны в первую очередь для мониторинга транспортных потоков, определения плотности и интенсивности движения на дорогах, одновременно с этим с их помощью на дорогах выявляются нарушители. Посредством компьютерного анализа на экран оператора выводится ситуация, выходящая за заданные параметры. Видеодетекторы не заменяют оператора, а лишь помогают ему быстро находить проблему на дороге. Полностью автоматизировать процесс выявления проблемы пока сложно, ведь всегда существует вероятность "нераспознания" инцидента системой.

Цифровые детекторы движения осуществляют обнаружение проблемы с достаточно высокой степенью достоверности благодаря дифференциальной, а не интегральной (как в аналоговых приборах) оценке параметров видеосигналов. Помимо этого, развиваются детекторы с программной реализацией. Количество контролируемых зон у таких видеодетекторов может доходить до 1500, в отличие от менее зорких, аппаратных.

Президент московского транспортного союза Юрий Свешников подчёркивает, что подобные системы - не дело последних лет, они были разработаны десятилетия назад в первую очередь для координированного управления светофорами.

"В этом году средства на ИТС будут сохранены в том же объеме, что и в прошлом. 42 млрд рублей из федерального бюджета выделено на полный комплекс услуг по установке и запуску ИТС, но не на поддержание системы. Это большая разница. Камеры и видеодетекторы - только одно из предусмотренных мероприятий по снижению аварийности на дорогах. Если брать в пример европейский опыт, то важно понимать, что дорожные проблемы там решаются комплексно. Например, за счет приоритета общественного транспорта и создания выделенных полос. Плюс к этому - платные парковки и въезды" - говорит председатель общероссийского движения пассажиров Илья Зотов.

Он добавляет, что понизить количество автомобилей на дорогах помогает отлаженная структура общественного транспорта и высокий транспортный налог. Видеодетекторы на европейских трассах используются повсеместно, но не для насыщения бюджета, а для снижения скорости за счет высоких штрафов.