28.11.2022 18:31
    Рубрика:

    Зачем передавать в регионы управление образованием

    Сегодня около 40 тысяч российских школ находятся в прямом подчинении городским департаментам образования.
     Поможет ли реформа управления маленьким школам и сельским учителям? / Сергей Михеев/ РГ
    Поможет ли реформа управления маленьким школам и сельским учителям? / Сергей Михеев/ РГ

    В Госдуму внесен законопроект о передаче школ с муниципального (городского) уровня управления на региональный. Как отмечают авторы законопроекта, а это более сотни депутатов, он поможет устранить "разбалансировку системы образования", которая сегодня часто возникает между регионами и муниципалитетами в вопросах управления школами.

    Что такое разбалансировка системы? Разрыв в качестве образования, разные материально-технические условия в городских и сельских школах, расхождение в трактовках рекомендаций из минпросвещения. И в конце концов, разная зарплата учителей. По сути, вопрос в том, кто будет учредителем школы и, соответственно, как школы будут финансироваться. Изменится ли что-то, если законопроект станет реальностью?

    Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

    Напомним, решить, кто "главный по школам", за последнее десятилетие пытались не раз. Передать школы на региональный уровень предлагал еще в 2011 году тогдашний министр образования и науки Андрей Фурсенко. "Регион финансирует учебный процесс и, наверное, правильно, когда он и контролирует", - отмечал Фурсенко.

    В 2017 году по инициативе уже другого министра образования и науки Ольги Васильевой в двадцати регионах начался эксперимент по внедрению региональных моделей управления образованием. Но и тогда реформы не случилось. И вот - третий подход.

    Нынешний законопроект предлагает дать возможность регионам перераспределять полномочия между уровнями власти в сфере образования. Сильнее всего это отразится на сельских школах, которые получат право полного финансирования из регионального бюджета. Звучит заманчиво. Но законопроект не ставит это в правило: регионам оставляют право выбора - принимать школы на свой баланс или нет.

    - Если мы говорим о передаче полномочий, так или иначе встает вопрос о том, кто остается учредителем школ и их собственником. Ведь именно на собственнике - ответственность за содержание имущества, за финансирование этого имущества, - рассказала "РГ" профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. - Пока никто не смог найти хорошего решения.

    По мнению Абанкиной, здесь очень важен имущественный вопрос.

    - Когда мы говорим о передаче имущественного комплекса, а законопроект это предусматривает, то надо понимать: речь не просто о школьных зданиях. Здесь и весь комплекс авторских прав, методик, - поясняет Абанкина. - Если произойдет передача собственности региону, возникает вопрос: как субъект РФ будет нести ответственность за содержание и эксплуатацию этого имущества, как будет создавать аварийные службы в каждой школе, отвечать за подготовку школ к новому учебному году? Для местного руководства это все насущные проблемы, но оно уже не сможет в этом участвовать.

    Решить, кто "главный по школам", за последнее десятилетие пытались не раз. Но пока реформы не случилось

    Ирина Абанкина считает, что нельзя пока ставить вопрос о полной передаче школ на уровень регионов. Возможны отдельные "кейсы" по отдельным школам. Или, допустим, по всем школам из отдаленных сел и деревень.

    Кировская область была одним из регионов, который участвовал в эксперименте 2017 года.

    - Мы получили статус областной опорной школы в 2018 году. Не думаю, что учителя и тем более родители ощутили какие-то перемены, за исключением разве что увеличившегося финансирования, - рассказал "РГ" директор областной школы поселка Кикнур Кировской области Анатолий Прокудин. - А вот я как директор многое прочувствовал. Стало проще решать финансовые вопросы. Раньше школьные автобусы были непосредственно в ведении школы. А сейчас их передали в единую транспортную службу региона. Ушла масса проблем: ремонты, закупка топлива и запчастей. Правда, стало сложнее согласовать какие-то дальние поездки для учеников.

    По словам министра образования Кировской области Ольги Рысевой, 61 школа в области имеет статус государственной, из них 40 - опорные: методические центры для муниципальных школ в районах области.

    - Такая модель позволяет всем детям, независимо от места проживания, получить доступ к качественному образованию, защищает сельские школы от закрытия, развивает сетевые формы в образовании, - отметила министр.

    А вот глава Алейского района Алтайского края Светлана Агаркова к идее "поднять" школы на региональный уровень относится скептически.

    Образование - самое сложное и финансово затратное направление для муниципалитетов. Оно требует каждодневного и каждочасного внимания на местах

    - На мой взгляд, это ничего не изменит в качестве образования, а, наоборот, отдалит нас от решения многих проблем, в том числе нехватки учителей, - подчеркивает Агаркова. - Такую разветвленную образовательную сеть с большим количеством сельских, малокомплектных школ, как в Алтайском крае, передать на региональный уровень будет сложно. Ведь школы это не только образование, но и питание, школьные автобусы. Кажется, решение пока не очень продумано. Образование сегодня самое сложное и самое финансово затратное направление в деятельности муниципалитетов. Оно требует каждодневного и каждочасного внимания на местах.

    Комментарий

    Виктор Басюк, и.о. вице-президента Российской академии образования:

    - Вопрос передачи школ из ведения муниципалитетов региональным властям разрабатывается не первый год. Пять лет назад в практике уже был пилотный проект. Его уникальность была в том, что регионы могли применить собственную модель, с учетом именно своей специфики. Внимание обращали на плотность населения, близость населенных пунктов, финансовое состояние муниципалитетов. Анализ "пилота" показал: регионы в первую очередь пытались взять "на баланс" школы в дотационных территориях. Это логично - выделять целевые средства и помогать напрямую там, где это действительно нужно. Поэтому сегодня очень важно отработать механизмы взаимодействия всех субъектов этого процесса, чтобы выбрать оптимальный вариант.

    Михаил Седых, кандидат исторических наук, политолог, Петрозаводск:

    - Мне кажется, что передача школ в ведение регионов улучшит ситуацию. Местные бюджеты в основном тратятся на решение экономических и социальных вопросов. Конечно, и образование не оставляют без денег. Но ведь нужно развиваться: ремонтировать здания, приобретать современное оборудование, принимать на работу молодых педагогов. От этого во многом зависит качество образования. На все, к сожалению, денег не хватает. Надежда - на нацпроекты, гранты и республиканский бюджет. На начало нынешнего учебного года, по информации министерства образования и спорта Карелии, в школах было открыто более 200 вакансий. Конечно, без педагогов детей не оставили, перераспределили собственные ресурсы. 15 педагогов приехали по федеральной программе "Земский учитель". Но этого мало. И здесь понятно, все упирается в средства - каждому необходимо выплатить один миллион рублей. Сами же муниципальные учреждения не могут позволить такие программы. Поэтому хочется надеяться, что с переводом их в ведение регионов улучшится и ситуация, и качество образования не пострадает.