29.11.2022 09:03
    Рубрика:

    Холод и оледенелые демоны - в сериале "Замерзшие"

    1 декабря в онлайн-кинотеатрах Иви и Okko - премьера первого сериала казахского режиссера Адильхана Ержанова "Замерзшие".

    Семисерийный психологический триллер начинается с того, как на заснеженной трассе полиция находит труп обнаженной женщины в промерзшей машине. Умершей оказывается жена старшего следователя Евгения Рудина. Теперь служитель закона пытается найти ответственного за гибель супруги, и на пути мести он будет готов пойти на многое.

    Адильхан Ержанов - один из самых известных современных кинодеятелей Казахстана. Его "Черный, черный человек", "Желтая кошка", "Голиаф" и другие фильмы демонстрировались и на российских, и на международных фестивалях: от Венеции до Сан-Себастьяна. А среди наград, которых удостаивался постановщик, есть даже азиатский "Оскар" - премия Asia Pacific Screen Awards в номинации "За лучшую режиссуру". Ержанов славится своими социально-философскими драмами, действие в которых зачастую происходит в ауле Каратас. По сюжету то где то вспыхивает эпидемия чумы, то школу захватывают террористы, то криминальный авторитет карает всех несогласных...

    Режиссер стремится постоянно экспериментировать, пробуя новые жанры и сюжеты, и его "Замерзших" действительно можно расценивать как шаг в новом направлении. Причем не только в плане формата - вместо фильма полноценный киносериал, - но и в тематике: пустынные степи Казахстана сменились заснеженными равнинами близ маленького городка на севере России, и происходящее на экране отчетливо напоминает скандинавские детективы с поправкой на место действия. Хотя некоторые черты своего фирменного стиля - частое обращение к философии и литературе, неспешный темп повествования, парадоксальное чувство юмора, разбавляющее нотками сюрреализма самые серьезные ситуации, и внимание к месту действия, нередко выступающему материальным воплощением нематериальных отношений между персонажами, - постановщик перенес в свою новую работу.

    Костомукша - это затаенный в уголках Карелии населенный пункт, который кажется каплей в море в сравнении с близлежащими вершинами, навевающими ощущение вечности. Можно подумать, что в этом месте нет ничего примечательного - типичный городишко постсоветского пространства. Однако даже у такого поселения есть свое особое очарование. Северное сияние, разлившееся нефтяным пятном по всему небу; ощущающиеся такими родными серые многоэтажки с окнами, горящими по ночам; тотальная белизна, заполонившая практически весь местный ландшафт, - камера оператора Николая Богачева ("Триггер") внимательно фиксируется не только на действующих лицах, но и на окружении. Благодаря этому у зрителя после просмотра возникает ощущение, что он действительно на несколько дней очутился на бескрайнем Севере.

    Костомукша, несмотря на едкие комментарии следователей по поводу того, что здесь некоторые дела лучше не разгадывать, выглядит вполне благополучным и спокойным городком с мирно текущей жизнью. Потому весть о начавшейся серии убийств вызывает большой переполох у населения. Причем местный маньяк действует крайне экзотическим способом - он усыпляет жертв, полностью их раздевает и оставляет замерзать насмерть. Все по заветам Ю Несбё и других подобных авторов.

    Большая заслуга Адильхана Ержанова в том, что ему удается сделать Холод полноценным персонажем истории. Мороз - не только соучастник преступлений. Он буквально пронизывает весь город, причем, дело не только в снеге или метелях. Даже внутри домов не ощущается присутствие тепла, что подчеркивается общей цветовой палитрой киносериала - тусклой, холодной и безжизненной. При этом создатели с первой серии начинают вводить в повествование нотки мистики. То рядом с заснеженной трассой на пару секунд покажется будто бы языческий идол, похожий на каменные монолитные статуи с острова Пасхи. То в морге местный патологоанатом начнет улавливать едва слышимые перешептывания из морозильных камер. Все это дополняет атмосферу сериала, в котором с каждым новым преступлением действующие лица глубже погружаются в состояние нарастающего помешательства.

    Евгений Рудин в исполнении Артема Быстрова ("Дурак") - следователь, который когда-то приютил женщину, сбежавшую с сыном от мужа-алкоголика, и с тех пор они стали частью его семьи. Герой поначалу воспринимается тертым калачом, которого даже гибель супруги не может смутить, но такие детали, как взгляд стеклянных глаз или маниакальное повторение одних и тех же фраз, выдают моральный слом, который может заполнить только восстановившаяся справедливость, в данном случае - нахождение преступника. И актеру удается передать, как постепенно Рудин переходит некую грань, за которой уже не так понятно, кто настоящий душегуб в развернувшейся трагедии: маньяк или тот, кто его ищет.

    Напарница Евгения - Мария, эту роль сыграла Елена Трохина ("Перевал Дятлова"). Она - прилежная сотрудница, "карьеристка" в глазах Евгения, которая пытается уберечь подопечного от беды. К сожалению, создателям не в полной мере удалось показать химию между главными героями, и они воспринимаются не надежными напарниками или трагической парой, а, скорее, просто коллегами, которые, к тому же, постоянно выясняют отношения.

    Среди второстепенных персонажей немало колоритных личностей. Митя (Владимир Канухин) - кроткий и застенчивый сотрудник похоронного бюро, чьи отношения с сестрой Ольгой (Виктория Агалакова), страдающей от гангрены на ноге, имеют явно нездоровый характер; Сергей (Даниил Воробьев) - интеллигентного вида врач, постоянно сыплющий цитатами из Библии, и по совместительству тот самый муж-алкоголик, который исправился и теперь пытается наладить отношения с сыном; бывший "сиделец" Сидоров (Евгений Санников), подвергшийся сексуальному насилию в тюрьме и с тех пор открывший в себе "женское начало"... Костомукша оказывается богата на запоминающиеся образы.

    "Замерзшие" - это и психологический триллер, и мистический детектив в северных декорациях. Но, в первую очередь, новый проект Адильхана Ержанова является философским произведением о пагубности пути мести. Получившийся результат оказался не во всем безупречным - некоторые ключевые повороты истории считываются с самого начала, часть сюжетных линий, как, например, борьба между Евгением и Сергеем за сына, выглядит слишком уж натужно и мелодраматично, а цитаты из Священного Писания порой подаются чересчур в лоб. Не говоря о порой совсем уж сценарных условностях. Однако в остальном эксперимент оказался удачным, и сериальная форма позволила постановщику показать в протяженности, как люди, решившие пролить кровь ради мертвых, все больше отдаляются от живых и в конце концов остаются в окружении собственных оледенелых демонов. Так что "замерзшими" оказываются и жертвы, и их палачи.