29.11.2022 12:35
    Поделиться

    В чем ценность методиста

    Образовательные продукты сегодня запускаются практически в каждой сфере бизнеса: это способ решить проблемы с недостатком квалифицированных кадров, улучшить продвижение продуктов, монетизировать собственный опыт. Но ни один курс не даст заметных результатов, если компания не уделит достаточного внимания подготовительной работе.

    Проектированием образовательных программ занимаются методисты - их еще называют педагогическими дизайнерами, архитекторами обучения. На конец сентября 2022 года на портале hh.ru было свыше 2100 вакансий для таких специалистов. Их ищут образовательные учреждения, IT-компании, промышленные предприятия... Средняя зарплата - 100 тысяч рублей, столько готовы платить 467 работодателей. Еще 175 компаний предлагают оклад свыше 120 тысяч.

    Методист должен не просто провести анализ потребностей, разработку и внедрение курса, но и сопровождать его, подстраивая под целевую аудиторию, собирая отклики от студентов, помогающие улучшить продукт в дальнейшем. Обычно все это делается в связке с экспертом (автором/спикером). Совершенно необязательно, чтобы методист владел предметом - если дело не касается областей со специфической методологией обучения, например иностранных языков. Напротив, бывает полезно задавать эксперту вопросы с позиции наблюдателя, новичка.

    Методист может быть универсалом либо узким специалистом. В любом случае ему нужны аналитические навыки, структурное мышление, умение выстраивать коммуникации в команде и собирать обратную связь, действовать в условиях неопределенности. Лидеры EdTech-рынка совместно разработали скиллсет методиста - список задач, с которыми он может столкнуться на практике. Сейчас в нем 66 пунктов, и перечень дополняется.

    Методической работе обучают во всех педагогических вузах, но квалифицированных специалистов мало. У выпускников есть багаж фундаментальных знаний и нет нужных практических навыков.

    Методической работе обучают в педагогических вузах, но квалифицированных специалистов мало

    Многие EdTech-компании формируют партнерские программы, которые дают теоретические знания на базе академического образования и практические - на базе индустриального. Примером может служить заочная онлайн-магистратура "Проектирование образовательного опыта", разработанная Skillbox с МПГУ. Магистранты в течение 2,5 года изучают основные педагогические, психологические, академические дисциплины и развивают навыки, в том числе в продюсировании и продвижении.

    Организации дополнительного профобразования (в частности, Skillbox и "Нетология") порой самостоятельно готовят под себя методистов, отталкиваясь от конкретных запросов работодателей. Программы рассчитаны как на новичков, так и на тех, у кого уже есть какая-то база (в том числе в смежных сферах - педагогике, HR, бизнес-тренерстве). Учиться можно от трех месяцев до года.

    Часто студенты приходят со своей образовательной практикой или курсом, который давно реализуют. Так, в этом году к нам поступила магистрантка, которой компания поручила улучшить корпоративный курс по маркетингу. Для повышения квалификации и получения новых навыков методисту могут подойти курсы по нейросайнсу (объединяет нейробиологов, медиков, представителей IT, лингвистов и специалистов других сфер знания) и психологии.

    Назову не самые очевидные ниши, где сегодня активно ищут методистов.

    Масштабное образовательное направление запустили маркетплейсы AliExpress, Alibaba и Wildberries. Продавцов учат, как обустроить свой магазин на онлайн-площадке, увеличить продажи, использовать внутренние инструменты рекламы и аналитики. Покупателей - как выбирать качественный товар у надежного поставщика.

    Внутренние курсы появились у сервисов объявлений (в частности, у Avito): пользователей учат составлять продающие тексты, эффективно продвигаться и привлекать больше клиентов, организовывать рабочий процесс и анализировать результат.

    Бренды кормов для животных (Purina, ProPlan) обучают людей уходу за питомцами: когда делать прививки, как составить полноценный рацион. Сервисы доставки питания, которые могут продавать товары под собственной маркой, развивают образовательные продукты, посвященные еде. Клиенты узнают, что можно приготовить из того или иного продукта. Например, Яндекс.Лавка предлагает рецепты, пошаговые инструкции, тематические подборки. Bonduelle занимается популяризацией здорового питания - у них много обучающих материалов, образовательный курс и уроки для школьников.

    Разработчики компьютерных игр (скажем, мобильного хита "Threes!") заказывают методистам составление туториала - пошаговой инструкции, обучающего уровня. Постоянно обучают своих сотрудников банки, газовые и нефтяные гиганты, IT-компании. Например, Яндекс Go может разрабатывать программу обучения для новых водителей. Бизнес, не связанный с образованием напрямую, иногда нанимает методистов, которые становятся T&D/L&D-менеджерами (занимаются развитием потенциала сотрудников).

    Интересные проекты зачастую передают фрилансерам, работающим удаленно. Это отличный вариант для начинающего методиста: можно набить руку и сформировать портфолио. Взять первые заказы можно в тематических телеграм-каналах и чатах, группах VK. Фрилансеру важно развивать свой бренд. Для этого можно наполнять экспертными материалами свои социальные сети, вести телеграм-канал или блог, регулярно обновлять портфолио, публиковать посты с резюме в профильных сообществах и на сервисах поиска работы.

    Поделиться