Поделиться

Рынок иномарок в регионах СЗФО переориентировался на азиатские модели

Рынок автомобилей в регионах Северо-Западного федерального округа, несмотря на 50-процентное сокращение, остается стабильным. Все реже в автосалонах и на стоянках подержанных авто можно увидеть привычные европейские бренды. Освободившуюся на фоне европейских санкций нишу активно занимают китайские производители. Эксперты отмечают, что автомобильных запасов хватит примерно на полгода, а параллельный импорт не сможет сильно повлиять на ситуацию.
Конвейеры российских автозаводов легко перестроить под выпуск любых марок машин.
Конвейеры российских автозаводов легко перестроить под выпуск любых марок машин. / Пресс-служба правительства Калининградской области

Подобное положение дел и на Северо-Западе страны. По данным Автостата, только за девять месяцев 2022 года автомобильный рынок сократился на 56 процентов. При этом наибольшее падение можно наблюдать в сегменте легковых авто: россияне купили чуть более 474 тысяч новых машин, что почти на 60 процентов меньше, чем в прошлом году. Микроавтобусы и минивэны стали покупать реже на 46 процентов, грузовики - на 19 процентов.

Если говорить об импорте, то Китай бьет все мыслимые рекорды: в этом году из Поднебесной завезли более 67 процентов новых авто. На не менее популярную в прошлом Корею пришлось лишь 8,7 процента машин. Пятерку импортеров-лидеров замкнули Казахстан, Япония и ОАЭ.

Дилеры признаются, что, несмотря на проблему с поставками автомобилей европейских брендов в регионы, остатков новых машин на складах пока хватает. Тем более что рынок СЗФО в современных условиях не сильно настроен на большие продажи. Сказывается серьезное удорожание, из-за которого клиенты не хотят покупать "китайца" по цене "мерседеса".

Так, например, в Псковской области только стоимость запчастей взлетела сразу на тридцать процентов с начала 2022 года. Из-за этого многие псковичи отложили решение покупать новый автомобиль.

- Если мы говорим о рынке новых машин, то он сейчас перенасыщен китайскими компаниями, ориентированными на российского покупателя, - рассказал директор псковского дилерского центра Вадим Боровко. - Зачастую они предлагают довольно выгодную рассрочку, однако необходима хорошая конкуренция. В противном случае Китай может стать монополистом.

Схожую ситуацию можно наблюдать в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Количество автоцентров, продающих "китайцев", с начала года там выросло на тридцать процентов. Для примера: если в прошлом году в Северной столице России иномарку из Поднебесной можно было купить у 45 официальных представителей, то в октябре 2022-го число дилеров увеличилось до 61. Впрочем, китайский автопром по популярности пока не может тягаться с корейским: Kia и Hyundai по-прежнему удерживают лидерство в Петербурге и Ленобласти.

В Калининградской области владельцы автосалонов подсчитали, что из трех тысяч российских автодилеров уже порядка тридцати процентов полностью переключились на китайских производителей.

- Сегодня самые большие продажи делают четыре крупных бренда в Китае. В Европе и других странах, помимо России, они практически не представлены. Другое дело, что даже у нас они пока присматриваются к рынку и, несмотря на внушительный рост китайских авто, не сильно активничают с продажами, - сообщил генеральный директор калининградского автоцентра Илья Фишкин. - Предугадать, куда дальше "повернет" региональный авторынок, сложно. Многое будет зависеть от санкционной политики европейских стран. Не факт, что китайские бренды смогут захватить лидерство в долгосрочной перспективе. Здесь куда больше шансов может быть у брендов-ноунеймов, о которых мы пока даже не знаем.

Владельцы автосалонов подсчитали, что из трех тысяч российских автодилеров уже порядка тридцати процентов полностью переключились на китайских производителей

А вот к параллельному импорту калининградцы относятся весьма скептически. После ухода иностранных автопроизводителей из России рынок видел в нем спасение. Однако на практике он постепенно превращает цивилизованный ретейл в базар. Сейчас, минуя официальных дистрибьюторов, машины в регионы начинают завозить фирмы-однодневки. Приобретая такой автомобиль, покупатель не получает абсолютно никаких гарантий, поскольку соответствующие обязательства производителя не распространяются на территорию Российской Федерации.

Впрочем, возрождения теневого рынка перегонщиков, некогда популярного в Калининградской области, ждать также не стоит. По мнению экспертов, в Европе тоже не хватает как новых, так и подержанных автомобилей. Поэтому объемов, необходимых для поставки в западный эксклав и другие регионы страны, там пока попросту нет.

Цифра

2,3 миллиона рублей - средняя стоимость нового автомобиля в регионах СЗФО.

Кстати

По данным Росстата, сегодня жителю Калининградской области придется копить на новый автомобиль чуть меньше девяти лет. С таким показателем эксклав занял 47-е место среди всех регионов России. На машину с пробегом калининградцы могут в среднем накопить за пять лет. Быстрее всех - за три года и семь месяцев - купить новое авто смогут жители Чукотки. А вот в Кабардино-Балкарии и Чеченской Республике копить придется более 11 лет.