Инвестиции в людей

Рост производительности труда зависит от готовности коллектива учиться
Обладателями Кубка по рационализации и производительности в этом году стала команда комбината "Электрохимприбор". Она же получила золото в направлении "Инженерное мышление. Каракури". Еще две свердловские компании завоевали первое место в компетенциях "Коботы" и "Питч-сессии стартапов".
Команды предприятий Свердловской области успешно выступили на Кубке по рационализации и производительности.
Команды предприятий Свердловской области успешно выступили на Кубке по рационализации и производительности. / Татьяна Андреева/РГ

Такое убедительное выступление региона не случайно: здесь в нацпроект "Производительность труда" вовлечено уже более 170 предприятий, а к 2024 году будет 297. По данным Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК), в среднем на проектах выработку удается поднять в 1,5 раза, сократив время протекания процессов на 42 процента, а запасы "незавершенки" - на 45.

Помимо экспертных консультаций, льготных кредитов и российских CRM-систем, участники нацпроекта могут рассчитывать на бесплатное обучение. Кого учат и чему, рассказали старший руководитель проектов, руководитель функционального направления "Обучение" РЦК Свердловской области Дмитрий Зайцев и его коллега Мария Тихомирова.

РГ: Сколько всего свердловчан обучилось методам бережливого производства?

Дмитрий Зайцев: С начала реализации нацпроекта - более трех тысяч человек, в том числе 1,2 тысячи в 2022 году. Резко нарастить темпы мы смогли за счет расширения штата тренеров РЦК до восьми человек, а руководителей проектов - до 24 человек. Благодаря этому в нынешнем году реализуем 60 пилотных потоков.

Все обучение можно разделить на два направления: подготовка рабочих групп, которые реализуют проекты улучшений на местах, и подготовка внутренних инструкторов по бережливому производству. В первом случае моя задача - спланировать обучение, распределить нагрузку между тренерами с учетом их опыта, получить обратную связь и разработать решения после ее анализа. Во втором случае - выполнять контроль всех этапов подготовки кандидата из числа сотрудников предприятия. Такой человек должен не бояться публичных выступлений, уметь разъяснять сложные темы простыми словами, кроме того, быть коммуникабельным и мотивировать людей. Обучение состоит из нескольких этапов: онлайн-курсы, выполнение домашних заданий, обсуждения с тренером и руководителем проекта. В конце - сертификация на базе РЦК в Технопарке "Университетский".

Мария Тихомирова: Оба направления очень важны. По завершении пилотного потока мы оставляем в компании не только команду внедрения, но и план развития на 2-3 года. Нужен человек, который будет поддерживать настрой, "подбрасывать дрова в костер идей", обучать других сотрудников бережливым технологиям.

РГ: Может простой инженер стать таким лидером?

Дмитрий Зайцев: Да, я тому пример (смеется). Вырос от инженера-технолога 1 категории до тренера и руководителя группы, а потом уже до руководителя проектов РЦК.

РГ: Как долго идет обучение рабочей группы?

Дмитрий Зайцев: Если весь пилотный поток реализуется шесть месяцев, то этот этап - две недели. Все тренинги проходят в активной форме: 80 процентов практики и только 20 процентов мини-лекций. Материал сразу закрепляем на реальных примерах, упражнениях, деловых играх. Например, изучили, что такое диагностика слабых мест, и тут же переносим на конкретный участок. Если видим, что рабочая группа может находить потери сама, значит, тема усвоена.

Как правило, после обучения скептиков становится значительно меньше. Но и с ними тоже нужно работать: это люди, неравнодушные к своему предприятию, задача руководителя проекта - заинтересовать их. Они еще потом станут лидерами изменений.

РГ: А можно этот этап пропустить?

Дмитрий Зайцев: Нет, если ты не изучил основы, не обсудил с тренером, какие ошибки допускали другие при внедрении, можно в финале прийти к "разбитому корыту". Какой-то усеченный вариант тренинга возможен, если предприятие давно само занимается оптимизацией, имеет выстроенную производственную систему. Но подходы, инструменты все-таки могут отличаться, поэтому мы стараемся донести, что еще можно сделать.

РГ: Как убеждаете директора, что вложения в персонал не менее важны, чем в новые станки? Окупаются ли они?

Мария Тихомирова: Есть даже специальные методики, которые позволяют просчитать такие вещи, но должна быть показательная статистика. Наша методика как раз позволяет ее набрать.

Дмитрий Зайцев: Оборудование - всего лишь способ выполнения определенных операций, как рабочие его будут использовать, зависит от их квалификации и компетентности. Можно купить дорогой станок, и через несколько недель он уйдет в ремонт… Толку-то?

РГ: Появляются ли новые инструменты бережливого производства?

Дмитрий Зайцев: Базовые будут всегда - картирование, 5S, кайдзен (философия непрерывных улучшений), тянущая система с применением канбан (производство по необходимому объему и времени последующего процесса) и другие. Это как ребенка сначала учат ходить, бегать, а потом уже прыгать выше головы. По мере развития производственной системы можно подключать теорию ограничений, разные модели планово-предупредительных ремонтов, методики встроенного качества. Также мы применяем ТРМ - всеобщее обслуживание оборудования, встроенное качество.

РГ: Кто он, "идеальный" тренер: организатор, инженер, педагог, психолог?

Мария Тихомирова: Работа у нас творческая. Однозначно должны быть оргспособности, умение ставить задачи и контролировать выполнение. Глубокое понимание темы, опыт. В остальном, конечно, мы разные. У кого-то чуть лучше развиты педагогические навыки, у кого-то более инженерное мышление, кто-то по психотипу аналитик, а у кого-то сильная харизма, но все работаем на общий результат.

Дмитрий Зайцев: Деятельность экспертов РЦК от любой консалтинговой компании отличается тем, что мы не оставляем предприятия на произвол судьбы, а добиваемся, чтобы инструменты укоренялись в системе и работали на постоянной основе. Я более эффективной системы обучения еще не встречал. Приятно заниматься делом, которое приносит пользу.

РГ: Помогает как-то самосовершенствоваться школа тренеров и конкурс "Лучший тренер по бережливому производству"?

Дмитрий Зайцев: В школу ездят не только эксперты РЦК, но и сертифицированные инструктора по бережливому производству от предприятий. С 2018 года через нее прошли уже 2,5 тысячи человек. Чем она полезна? Там люди получают дополнительные знания, знакомятся с лучшими отраслевыми практиками, участвуют в мастер-классах, в этом году, в частности, их было свыше 40. Тем самым формируется база для новых тренингов на предприятиях. Кроме того, очень полезны контакты с единомышленниками, обмен опытом. В последней школе, к примеру, участвовали представители 40 регионов.

Мария Тихомирова: Если школы расширяют кругозор, то конкурс профмастерства, как и Кубок по рационализации и производительности, играет важную мотивационную роль. Люди делятся идеями, загораются новыми проектами, а победа дает признание коллег.

Справка

Для вступления в нацпроект надо подать заявку на сайте www.производительность.рф. Участвовать могут представители обрабатывающих производств, АПК, транспорта, строительства, торговли с долей иностранного капитала не более 50 процентов и годовой выручкой от 400 миллионов рублей. Все вошедшие в нацпроект берут на себя обязательства повышать производительность труда на пять процентов в год.