29.11.2022 22:03
    Рубрика:

    Михаил Швыдкой: География представленных работ лишает конкурс "ТЭФИ-Регион" той обостренной конкуренции, которая характерна для состязания, где соревнуются федеральные каналы

    В минувшую пятницу в Санкт-Петербурге жюри определило победителей телевизионной премии "ТЭФИ-Регион" по восемнадцати номинациям. А на следующий день по каналу ОТР показали беседу Ирины Краснопольской с Виктором Лошаком в программе "Очень личное". Размышления обозревателя "РГ", удостоенного звания Героя Труда, и слова моих телевизионных коллег из разных регионов нашей страны, которые звучали на церемонии вручения премии "ТЭФИ-Регион", равно как и представленные ими программы, опровергали прогнозы о моральной смерти журналистики.

    Настоящая журналистика во всех ее видах и жанрах по-прежнему необходима обществу, государству, народу. Ею занимаются по преимуществу серьезные порядочные и талантливые люди. Она находится в постоянном диалоге с современностью, однако, помимо всего прочего, создает летопись национального и мирового бытия. Неслучайно Артур Шопенгауэр называл газеты секундными стрелками истории.

    Всероссийский телевизионный конкурс "ТЭФИ-Регион" был учрежден более двадцати лет назад на рубеже двух тысячелетий, когда стало ясно, что в регионах Российской Федерации сложилась мощная телевизионная индустрия. В разделении конкурсов на региональный и общенациональный была своя логика. У телевизионных каналов "большой тройки" или "большой четверки" , сегодня представляющих большие холдинги, иная логика развития, другой подход к освещению событий, чем у каналов, рассказывающих о жизни провинциальных столиц и малых городов России. У них другие ресурсные возможности, другие политические и творческие задачи. Но очевидно и то, что региональные и городские каналы за два последних десятилетия заметно улучшили свою материальную базу и получили возможности вполне прилично платить своим сотрудникам. У них появились финансовые возможности для производства собственного контента, о котором было невозможно мечтать еще четверть века назад.

    В Салехарде, где проживает около 52 тысяч человек, городские новости передают из уст в уста

    В финал нынешнего конкурса в этой номинации вышло сразу три работы, которые выдержали жесткий отбор жюри. Причем две из них были представлены каналами, вещающими в небольших городах - Нижнекамске и Березниках. Победителем стал фильм "Наследница. Усольские тайны" из Березников, ставший событием не только в городе химиков и горнодобытчиков, который Б. Пастернак, посетивший его в 1916 году, назвал "маленькой промышленной Бельгией".

    И, конечно, качественно изменился уровень детских программ. Ярких решений, талантливой изобретательности было не занимать и прежде, но сегодня появились новые технологические и финансовые возможности, которых прежде просто не было.

    Разумеется, региональное телевидение далеко неоднородно. Подход к осмыслению местных проблем во многом связан с конкретным городом и его обитателями. Неслучайно в конкурсе "ТЭФИ-Регион" представлены три номинации, в которых между собой соревнуются ежедневные информационные программы. Одна для городов с населением меньше 300 тысяч человек, другая - с населением от 300 тысяч человек до миллиона, третья - для городов-миллионников. Такой подход отражает реальное положение дел в создании телевизионных новостей. В Салехарде, где проживает около 52 тысяч человек, городские новости передают из уст в уста, чего не скажешь о Нижнем Новгороде, где сегодня насчитывается более миллиона двухсот двадцати тысяч жителей. Схожие обстоятельства отличают региональные каналы от федеральных. Телевизионные журналисты в провинции, особенно в малых городах, живут бок о бок со своими зрителями, им приходится удивлять их не столько незнакомым, сколько знакомым, что создает определенные трудности, но зато предполагает особую доверительность в диалоге. При том, что нередко структура вещания региональных каналов повторяет форматы каналов федеральных, - конкретные программы обладают той душевной заземленностью, которая присуща провинциальному контенту. Не вкладываю в слово "провинциальный" никакого оценочного смысла, - только географический.

    Именно география представленных работ лишает конкурс "ТЭФИ-Регион" той обостренной конкуренции, которая характерна для состязания, где соревнуются федеральные каналы, вещающие на всероссийскую аудиторию. Скажем, тульское телевидение работает совершенно для другой публики, нежели телевидение Красноярского края. Понятно, что внутри регионов местные каналы жестко конкурируют между собой, но только на своей территории. Именно поэтому для полуфиналов и финалов "ТЭФИ-Регион", во время которых проходят мастер-классы и круглые столы по актуальным профессиональным проблемам, характерна дружественная рабочая атмосфера. Здесь не стесняются радоваться победам друг друга и благодарить своих соперников. И еще одно новое ощущение - мне показалось, что сегодня меньшее, чем прежде, число телевизионных журналистов из регионов готово перебираться в столицу. Похоже, работа в местных компаниях предоставляет те творческие возможности, которыми всерьез дорожат.

    Вспомнил Ирину Краснопольскую, не растерявшую в журналистике ни чести, ни достоинства

    "ТЭФИ-Регион" в нынешнем году рассматривал работы, сделанные в 2021-м, таковы правила конкурса. Они создавались совершенно в других предлагаемых обстоятельствах, чем сегодняшние. Но сами финалисты прекрасно понимают, что у 2022 года новый сквозной сюжет - специальная военная операция на Украине, - который уже занял весомое место в их повседневной работе. И его освещение потребовало высокого профессионализма и человеческой отзывчивости.

    Неслучайно вспомнил в начале этих заметок Ирину Краснопольскую, не растерявшую в журналистике ни чести, ни достоинства. Уверен, что у нее есть достойная смена. И не только в редакции "Российской газеты".