Отличить оригинал картины от подделки поможет искусственный интеллект и... интуиция

В Нидерландах обнаружили, что картина, много лет считавшаяся копией известного полотна Рембрандта, на самом деле является оригиналом. Наш обозреватель выяснила, как современные технологии позволяют отличить кисть мастера от подражаний его самых усердных учеников и почему их жертвой чаще всего становился именно Рембрандт.
Автор небрежно написанного маслом по дереву эскиза и законченной картины "Воздвижение креста" - Рембрандт. Фото: Museum Bredius / Die Pinakotheken

Датируемый 1642-1645 годами набросок под названием "Воздвижение креста" с 1921 года хранился в Музее Бредиуса в Гааге. Авраам Бредиус купил его около ста лет назад, предполагая, что это произведение Рембрандта ван Рейна. Но в 1969 году эксперты пришли к выводу, что это ученическая копия картины мастера, подлинник которой находится в "Старой пинакотеке" в Мюнхене. После этого она много лет висела в углу и не привлекала к себе большого внимания публики, пока искусствовед Йерун Гилтай, работавший над книгой о Рембрандте, не предположил, что ее автор - сам мастер. "Я смотрел на эту работу снова и снова. На мазки кисти. Они великолепны", - пояснил он позже журналистам. "Всего несколько широких мазков" убедили его, что перед ним подлинник.

Почему в руководстве музея к нему прислушались и отправили картину на инфракрасное и рентгенологическое исследования? Дело в том, что для музейщиков мнение специалиста порой значит больше, чем самые современные компьютерные технологии. По мнению искусствоведа Елены Грибоносовой-Гребневой, "искусство - это все-таки тонкая материя, и порой у знатока творчества того или иного художника ощущение подлинности или не подлинности возникает на уровне интуиции". Йерун Гилтай в последние годы занимался составлением "Большой книги картин Рембрандта", в которой описаны все 684 работы голландского мастера. Он объездил множество музеев и исследовал огромное количество полотен художника и его учеников. Когда настал черед наброска "Воздвижение креста", чутье подсказало ему, что Бредиус был прав, поверив в авторство этой картины. С этим согласилась и проводившая технологическую экспертизу Йоханеке Верхаве. По ее словам, "в эскизе есть несколько изменений, внесенных самим художником во время рисования, а это означает, что композиция была творческим процессом и автор передумал в процессе работы, то есть он явно не копировал другую картину". Кроме того, рентген помог опознать мазки, характерные для кисти Рембрандта. Пришлось признать, что художник создал несколько похожих картин с одним и тем же сюжетом.

И это не первый случай, когда оригинал картины Рембрандта сначала сочли копией, а затем вернули ему "доброе имя". Например, в апреле этого года подтвердилось, что "Пейзаж с арочным мостом" в берлинской Gemаldegalerie нарисовал именно он, хотя авторство долгие годы приписывали ученику Говерту Флинку. Все из-за того, что великий художник был весьма снисходителен к подражателям, а работая с учениками и подмастерьями, даже поправлял некоторые их копии своих картин. Доходило и до того, что он переписывал их заново, как, например, копию "Жертвоприношения Авраама", выполненную, предположительно, тем же самым Говертом Флинком. Из-за этого к середине XX века число приписываемых Рембрандту картин перевалило за несколько тысяч. Этим он попортил немало крови искусствоведам и историкам, которые веками пытались различить подлинники и копии. В 1968 году специалисты по творчеству великого голландца и ученые из других областей, например химики, специалисты по консервации произведений искусства, объединили свои усилия, создав исследовательский проект "Рембрандт". Его работа принесла сенсационные результаты: многим картинам было отказано в авторстве художника. И вот теперь они возвращают его благодаря сочетанию человеческой интуиции и современных технологий.

Комментарий

Рентген покажет

Екатерина Пономаренко, эксперт, начальник отдела научных проектов научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова:

Определение подлинности картины - это прежде всего сравнительный процесс. Нужно собрать большое количество эталонного материала - эталонный ряд на каждого конкретного автора. И чем он насыщеннее, то есть включает в себя произведения конкретного временного промежутка, сюжета, технологических характеристик, тем увереннее будет результат. Кроме этого, нужно иметь базу данных инфракрасных, рентгеновских и химических исследований, проанализировать состав наполнителей и пигментов. Когда этот эталонный ряд набран, производится сравнение характеристик произведения, которое вызывает вопросы, с бесспорными примерами творчества того же автора. Но различить картины мастеров и их учеников очень сложно, потому что они пересекаются по времени, у них аналогичные краски, холсты, грунты, доски.

Если голландские исследователи смогли отличить оригинал от копии, значит, они накопили достаточное количество данных о рентгеновских и инфракрасных исследованиях картин Рембрандта и представителей его школы. На рентгеновском снимке, например, можно увидеть послойность красочного слоя, методику его наложения, какие-то мазки, которые мы не фиксируем глазами, подготовительную композицию, которая закрыта верхними слоями. Он может показать этапы работы художника над произведением, а может открыть другую картину, поверх которой была написана новая, если та долго не продавалась. Этот эталонный материал и помог исследователям прийти к выводу, что есть какие-то закономерные отличия, и доказать, что автор - Сам Рембрандт. Вообще, не стоит думать, что музей - это что-то незыблемое, что там хранятся только шедевры. Большинство из них создавалось на основе частных коллекций. Музеи живут, развиваются, в них поступают картины из частных собраний, и все они проходят проверку. Исследования картин - это научный процесс. Тем более что технический прогресс идет семимильными шагами и сказывается на нашей работе тоже. Для того чтобы собрать по всем музеям мира технологические данные о картинах Рембрандта и его учеников, нужно много времени и усилий и, главное, специалистов, которые могут это делать. Но чем дальше движется наука, тем эффективнее и быстрее идет работа на этом направлении.

Кстати

Подражатели попали в нейросети

Рембрандт - это вызов для многих исследователей подлинности картин. В 2019 году Стивен и Андреа Франк - технолог и историк искусства из Бостона - создали систему, которая позволяет распознавать работы этого художника среди картин его последователей с помощью нейросетей. Инструмент, названный A-Eye, анализирует маленькие фрагменты эталонных изображений с высоким разрешением, которые его создатели получили в Музее Метрополитен и Рейксмузеуме. Он научился распознавать кисть Рембрандта с помощью 80 произведений, половина из которых подлинники, а половина - копии. Считается, если совпадение с эталонами выше 50%, значит, велика вероятность, что перед вами подлинник.

Тем временем

Искусственный интеллект и 3D-принтер вместо художника

Компьютерная программа написала эту картину за Рембрандта. Фото: Microsoft

Не исключено, что в будущем работа по отсеиванию подделок под Рембрандта будет вестись искусственным интеллектом против искусственного интеллекта. В 2016 году несколько международных компаний, в том числе интернет-гигант Microsoft, Делфтский технический университет, Дом-музей Рембрандта в Амстердаме и Королевская галерея Маурицхейс в Гааге создали программу, которая написала портрет за Рембрандта. Рисунок, воссоздающий кисть великого мастера с исключительной точностью, был распечатан на 3D-принтере для сохранения текстуры картины, написанной маслом на холсте. На работу ушло два года - экспертам пришлось проанализировать 346 картин художника. Создатели проекта "Следующий Рембрандт" считают, что он был бы счастлив, если бы увидел "свою новую картину".