29.11.2022 19:51
    Рубрика:

    Почему северный завоз делает товары в труднодоступных районах Архангельской области непомерно дорогими

    На территориях Архангельской области, отрезанных от материка ледоставом, запасы продовольствия созданы до 65 дней - от них сейчас зависят 45 тысяч северян в 120 деревнях и селах Поморья. В этом году ситуация осложняется еще и тем, что ледостав прогнозируется в более поздние сроки, а пока зимники и ледовые переправы не проложены, людям надо как-то жить.
    В этом году ситуация осложняется тем, что ледостав прогнозируется в более поздние сроки. / Николай Гернет
    В этом году ситуация осложняется тем, что ледостав прогнозируется в более поздние сроки. / Николай Гернет

    Тем временем поставки топлива на труднодоступные территории Поморья - в Мезенский и Лешуконский районы, на Соловки - завершены. Но главный минус северного завоза остается - продукты, уголь и солярка после долгих и сложных экспедиций становятся "золотыми". Причем страдают в основном жители удаленных территорий. Мы позвонили на Соловецкие острова: десяток яиц в местном магазине стоит сейчас 130 рублей, литр молока - 120, килограмм муки - 113, а килограмм мандаринов - почти 300.

    Дело в том, что организации, которые занимаются снабжением труднодоступных районов, самостоятельно несут эту финансовую нагрузку. В дальнейшем она компенсируется из региональных бюджетов, но лишь частично. Хорошо, если вообще удалось груз отправить.

    На Соловецких островах десяток яиц стоит сейчас 130 рублей, литр молока - 120, килограмм муки - 113, а килограмм мандаринов - почти 300

    - Для предпринимателей большая проблема найти перевозчика и место на пароходе, чтобы загрузить туда свой небольшой объем муки, - говорит замглавы минэкономразвития Поморья Евгения Шелюк.

    По ее мнению, упорядочить северный завоз сможет только единый оператор, который через единую цифровую систему позволит предпринимателю найти место на судне, наиболее оптимальное по цене, по времени, по маршруту.

    Тем временем в НАО северный завоз осложняется тем, что в маленьких населенных пунктах здесь, как правило, нет причалов - власти предлагают разработать типовой легковозводимый причал с прилегающей территорией, на которой можно было бы хранить грузы. А так как это проблема не только НАО, в регионе считают, что необходима общая для всей арктической России "причальная" программа для малых сел и деревень.

    А вот главная дорога НАО - река Печора - нынешним летом обмелела настолько, что северный завоз в округе на какое-то время был поставлен под угрозу. Причина не только в засухе - качественные дноуглубительные работы на Печоре не проводились много лет, так как их стоимость - порядка двух миллиардов рублей.

    Тем временем жизненно важные грузы нужно доставлять не только местным жителям, но и полярникам. Недавно, к примеру, из Архангельска на Диксон и полуостров Таймыр ушла новая техника для разведки и добычи каменного угля - тягачи, снегоболотоходы.

    Из Архангельска снабжается и большинство арктических станций России: на острове Земля Александры это база "Омега" нацпарка "Русская Арктика", а на побережье Поморья, НАО, Якутии и Чукотки - метеостанции Росгидромета. Не так давно из очередного арктического похода вернулся высокоширотный ветеран "Михаил Сомов", доставивший метеорологам топливо, продовольствие, аэрологические и строительные материалы, смену полярников.

    У Росгидромета собственный транспорт, и не надо искать, куда "приткнуть" мешок с мукой. Между тем, по мнению Евгении Шелюк, многие проблемы обеспечения Арктики начнут решаться только после принятия федерального закона о северном завозе, который разработан в правительстве РФ: документ формирует общегосударственный подход, систематизирует действий всех участников, решает вопрос единого оператора.

    На новые правила северного завоза надеются и архангельские грузоотправители, надеющиеся снизить затраты: в законопроекте предлагается определить опорную сеть, необходимую для бесперебойного снабжения северных территорий, а бизнес рассчитывает на субсидии, которые планируется выделять в качестве господдержки регулярных перевозок по Севморпути.