30.11.2022 01:11
    Поделиться

    В 1942 году музыканты Средней Азии нанесли "культурный удар по фашистам"

    Сегодня об этом событии известно очень немного. Упоминается о нем лишь изредка в чьих-нибудь мемуарах. Между тем тогда, в 1942 году, проведение подобного мероприятия сравнивали с удачным наступлением на фронте. Газеты на одной полосе рядом со сводками Совинформбюро размещали статьи о музыкальных вечерах, проходивших во Фрунзе (ныне Бишкек) с участием артистов из Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Казахстана.
    Восходящую звезду балета Советского Туркменистана Мукаррам Тургунбаеву публика забрасывала цветами.
    Восходящую звезду балета Советского Туркменистана Мукаррам Тургунбаеву публика забрасывала цветами. / Центральный государственный архив КР

    Важный Вагов

    Инициатива провести творческий фестиваль принадлежала сотрудникам Управления государственных музыкальных коллективов СССР. Таким образом они решили нанести "культурный удар по фашистам". Руководство управления обратилось с письмом во Всесоюзный комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. Там идею одобрили и разослали соответствующие указания в республики Средней Азии.

    Предполагалось, что декаду примет Алма-Ата, но позже решили провести ее во Фрунзе. В Советской Киргизии, однако, новость об этом сначала встретили без особого восторга. Как вспоминал позже заведующий сектором культуры Центрального комитета компартии Киргизской ССР Суеркул Сеитов, первый секретарь ЦК Алексей Вагов схватился за голову, когда получил распоряжение. "Вот только концертов нам сейчас и не хватало, - сказал он. - Они думают, что если у нас тут не свистят пули и не грохочут пушки, то все в порядке и можно устраивать всякие трали-вали".

    Затем Алексей Вагов пригласил к себе Турабая Кулатова, занимавшего в то время пост главы совета народных комиссаров Киргизии. Последний, прочтя полученный из Москвы документ, опешил. О какой музыке может идти речь, когда кругом столько более важных дел? С началом войны в Киргизскую ССР эвакуировали промышленные предприятия, шесть научно-исследовательских институтов Академии наук СССР, вузы и военные госпитали. Всех нужно было разместить и создать приемлемые условия для работы, а попутно организовать отправку на фронт пополнения и провизии.

    Стали созваниваться с коллегами из соседних республик. У них было столько же вопросов, и все без ответов. К счастью, на помощь партийным руководителям пришли люди творческие. Ведь, кроме промпредприятий и НИИ, в Киргизию эвакуировали и много музыкальных коллективов.

    Первым на убедительную просьбу организовать во Фрунзе первую декаду советской среднеазиатской музыки откликнулся главный дирижер Государственного симфонического оркестра СССР Натан Рахлин. Его поддержали руководитель Государственного хора СССР Александр Свешников, композиторы Владимир Власов и Владимир Фере.

    Два Владимира взяли на себя репертуар. Организационные работы - подготовку места проведения, транспорт для артистов и их размещение - местные власти.

    "В 1939 году мы провели декаду киргизского искусства в Москве, - напишет в своей статье в газете "Советская Киргизия" композитор Владимир Власов. - Она прошла успешно. Теперь же аналогичное мероприятие надо было организовать во Фрунзе. Вот только ситуация другая. Идет война, и у многих людей близкие на передовой. Поймут ли нас? И все же мы подумали, что музыкальная декада нужна хотя бы для того, чтобы укрепить в народе веру в победу. Во что бы то ни стало необходимо было показать миру, что и песня может воевать".

    Смычком по танку

    Во Фрунзе для участия в мероприятии из среднеазиатских республик прибыло более 17 музыкальных коллективов. Они привезли с собой свои национальные произведения, написанные на советскую тематику. Вместе с ансамблями из республик Средней Азии советские произведения с национальными мотивами взялись исполнить именитые артисты, эвакуированные в Киргизскую ССР из Ленинграда, Москвы и других советских городов.

    Газеты пестрели заголовками: "Пусть наши песни и стихи разят фашистов как пули", "Крепнет великая сталинская дружба народов", "Привет участникам первой декады советской музыки народов Средней Азии".

    По правилам открывать праздник должна была принимающая сторона. Старт музыкальному фестивалю дал коллектив комузистов Атая Огонбаева. Блестящее исполнение пьесы "Стон тетивы" не оставило равнодушными ни зрителей, ни профессиональных музыкантов.

    Натан Рахлин впоследствии напишет: "Звучание киргизского национального инструмента комуза в таком необычном исполнении я бы назвал глотком свежего горного воздуха для классики. Так важно, что мы собрались здесь в Киргизии, где сразу можно оценить культурный потенциал всех среднеазиатских республик, а не каждой отдельно".

    Кстати, основной акцент мероприятия был сделан на музыке, посвященной Великой Отечественной войне. И именно тогда во Фрунзе было представлено одно из первых классических произведений в стране, посвященных важной теме, - опера Владимира Власова, Владимира Фере и Абдыласа Малдыбаева "Патриоты".

    "Гвардия", "Улугбек" и "Две розы"

    В один из вечеров музыкальной декады на сцену вышла молодая красавица. Мелодичным и звонким голосом она исполнила партию "Ажар" из оперы "Алтын кыз". Исполнение оказалось настолько проникновенным, что певицу трижды вызывали на бис. Восходящей музыкальной звездой была Сайра Киизбаева, которой позже присвоили звание народной артистки СССР. Через несколько часов девушка уже сидела в вагоне поезда, который увозил ее на фронт в составе концертной бригады.

    Звучали во Фрунзе песни о войне на таджикском и туркменском, музыкальные композиции на национальных инструментах Узбекистана и Казахстана. На концертных площадках были аншлаги. Жители и гости столицы приходили на концерты целыми семьями.

    Самой многочисленной на декаде была казахская театральная труппа. Она привезла с собой как уже известные, так и новые произведения. Одним из них была опера "Гвардия алга" композитора Евгения Брусиловского, с тех пор вошедшая в репертуар казахского музыкального театра. Ходили слухи, что он даже поспорил со своими фрунзенскими коллегами о том, чье произведение о Великой Отечественной войне в классическом стиле стало первым в стране - его "Гвардия" или киргизские "Патриоты".

    Настоящим открытием сезона 1942 года критики назвали балет "Две розы" композитора Александра Ленского, работавшего в Таджикистане, и оперу "Кузнец Кова" Сергея Баласаняна в исполнении артистов Таджикского государственного академического театра оперы и балета имени Садриддина Айни.

    Коллектив Туркменского театра оперы и балета на момент проведения фрунзенской декады был самым молодым. Театр в Ашхабаде открыли в 1941 году. Тем не менее гости из Туркмении не подкачали. Они привезли с собой одну постановку - оперу "Судьба бахши" композитора Георгия Кахиани. Но это произведение очень впечатлило как обычную публику, так и профессиональных музыкантов, включая Натана Рахлина.

    С большим успехом на фрунзенской сцене выступил и Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои Узбекской ССР. Его программа оказалась самой насыщенной, а самым ярким произведением стала постановка "Улугбек" композитора Алексея Козловского.

    Поделиться