30.11.2022 08:43
    Рубрика:

    Зачем в столичной подземке "спящие" станции. "РГ" проверила одну из легенд московского метро

    Любое подземелье окутано легендами, Московское метро - не исключение. Народная молва селила в тоннелях гигантских крыс, пускала ночные поезда с привидениями. Большинство сказаний - мифы, но есть и правдивые. Например, о станциях-призраках.
    Крыс-монстров в тоннелях нет - врать не будем. Но некоторые подземные пути ведут к "тайным" платформам. / Кирилл Зыков / АГН "Москва"
    Крыс-монстров в тоннелях нет - врать не будем. Но некоторые подземные пути ведут к "тайным" платформам. / Кирилл Зыков / АГН "Москва"

    "Троице-Лыково": свет из-под земли

    Вы убежденный материалист, не верящий в существование станций-призраков? Советуем посмотреть в тоннель из окна поезда на самом длинном перегоне "Крылатское" - "Строгино". Протяженность его - 6 км. Поезда преодолевают участок обычно за семь минут, хотя, бывает, и раза в два быстрее. На середине пути темноту внезапно разрезает свет, впереди - лестница, пустая таинственная платформа.

    "Есть такая станция!" - подтвердили в пресс-службе департамента транспорта. В конце 1980-х власти хотели открыть ее для всех, но вмешался кризис. Станцию "Троице-Лыково", как она значится в документах, ввели в эксплуатацию для нужд метрополитена. Остановка поездов здесь допустима в двух случаях. Первый - когда работников подземки развозят по объектам. Платформа на "Троице-Лыково" меньше, чем на других станциях, помещается только один вагон, так что персонал заходит лишь через кабину машиниста. Второй случай - ЧП на линии. Если пассажиров надо будет высаживать прямо в тоннеле, они смогут добраться до "Троице-Лыково" и подняться наверх. Снаружи станция похожа на большой торговый павильон. То, что сооружение относится к метро, можно опознать по выступающим из земли трубам вентиляционных шахт.

    Вторая жизнь "Чистых прудов"

    Есть загадочные станции и в центральной части подземки, но их пассажиры в ближайшем будущем не увидят. Как рассказал столичный историк, известный исследователь подземных фортификационных сооружений Дмитрий Юрков, когда-то в них были бункеры - защищенные, скрытые от посторонних пространства. Секретные сооружения стали строить параллельно с метро, ведь в конце 1930-х годов обстановка в мире накалилась - готовились к войне. Например, со "станцией-призраком" соседствует центральный вестибюль "Чистых прудов" (во времена СССР станция называлась "Кировской"). Там был командный пункт армии. Чтобы не привлекать внимание, сотрудники заходили туда не с пассажирами. Вход под землю замаскирован неприметным зданием на Мясницкой улице, это обычная технология для бункеров.

    В одном из рассекреченных бункеров Москвы есть дверь, ведущая к Замоскворецкой линии метро. Фото: PHOTOXPRESS

    Еще одна таинственная дверь расположена на Замоскворецкой линии. Она ведет к подземному ходу в бункер МИД под Садовым кольцом в районе Павелецкого вокзала. Через эту галерею можно было вывезти постановления, планы и схемы, хранившиеся под особыми грифами в ведомстве. Сейчас дверь крепко затворена и никогда не открывается. А сам бункер работает как музей подземной фортификации.

    Кстати

    Как "Спартака" "разморозили"

    Некоторые "станции-призраки" обретают вторую жизнь. Например, на Таганско-Краснопресненской линии еще в 1975 году соорудили основные конструкции "Волоколамской". В то время это было одно из любимых мест диггеров. Простой люд об этой станции слышал, ходили жуткие слухи, что туда свозили погибших участников разборок 90-х. На самом деле это была вполне мирная подземная стройплощадка, как модно было говорить, "атмосферное" место наподобие Ховринской больницы. Станцию законсервировали, поскольку тогда застройка земель Тушинского аэродрома не началась. Только в 2010-е годы "Волоколамскую" расконсервировали, и в 2014-м на ее базе достроили станцию "Спартак".

    О недостроенной "Волоколамской" в народе слагали жуткие легенды. Фото: mos.ru

    Скоро вернут к жизни еще одну "спящую" станцию - "Суворовскую" на Кольцевой линии. Ее, правда, не начали строить, но соорудили подходы, которые до нынешних дней были безжизненными. Станцию планировали открыть на Суворовской площади. Попытки построить ее предпринимались и в конце прошлого века, и в начале нынешнего. Но существовавшие тогда технологии не позволяли возвести ее при умеренных затратах и сроках. В итоге горные выработки были законсервированы. Теперь отрасль продвинулась. Открыть эту станцию обещают в 2023-2024 годах, после ввода БКЛ.

    Факт

    Еще одним "призраком" больше

    Пожалуй, самая доступная для "мирян" призрачная станция - "Первомайская". Но не та, что действует на Арбатско-Покровской линии. Изначально она строилась чуть поодаль, но потом "переехала". Однако же первый вестибюль, как и все наполнение станции, не убрали. А просто секретная "Первомайская" обнесена забором, там теперь работает депо - режимный объект. Здесь, впрочем, иногда проводятся экскурсии. Как рассказала один из самых опытных гидов московского метро Ксения Чепаева, когда-то именно здесь была конечная станция на синей ветке. От нее осталось многое: парадный вестибюль, просторный кассовый зал, станционные пути, где сейчас ремонтируются составы. А еще у этой "Первомайской" есть один секрет: соединительный тоннель, по которому можно попасть не только на синюю, но и на голубую ветку.