Все композиторы, музыка которых легла в основу балета, - Павел Хаас, Ханс Краса, Гидеон Кляйн, Эрвин Шульхоф - были уничтожены в нацистских концлагерях во время Второй мировой войны. На их музыку поставлены четыре одноактных балета - это, без преувеличения, мировая премьера.
Четыре композитора. Четыре музыканта-исполнителя (два разных состава солистов La Voce Strumentale). Четыре хореографа. Квартет.
Терезин - маленький городок на территории нынешней Чехии. В годы войны он был преобразован в гетто, куда свозили богемских и моравских евреев. Артисты, музыканты и другие интеллектуалы и их дети ждали здесь решения своей судьбы: из Терезина их отправляли на смерть в Освенцим и другие концлагеря. Гетто, как это ни цинично звучит, было образцово-показательным: здесь давали концерты, здесь звучал джаз, была поставлена опера "Брундибар" для детей. Развитие музыкальной жизни в Терезине происходило на уровне большого города. Инспекции Красного Креста, приезжавшие в гетто с проверками, оставались довольны: насыщенная жизнь!
Об этих событиях и напоминает с первых минут действие "Терезин-квартета": под невнятный шум толпы в зрительный зал вливается поток переселенцев со стульями, книгами, стаканами, составленными стопкой, зеркалом, вешалкой. Их длинные пальто, вечерние платья и старомодные котелки зрители через некоторое время увидят на сцене. Там за прозрачным занавесом сидят музыканты, стоят столики уличного кафе и скользят туда-сюда то ли люди, то ли их бестелесные тени-призраки. Узкие прозрачные сетки от потолка до пола, двигаясь по сцене, изменяют пространство. В сочетании со световой партитурой и видео (совместная работа художника-постановщика Этель Иошпа, художника по свету Станислава Свистуновича и видеохудожника Игоря Домашкевича) они создают зыбкую, тревожную, будоражащую атмосферу. Исполнители разыгрывают свои истории по-разному, очевидным или не очень образом раскрывают природу человеческого духа, отображают в танце силу любви, мужества, стойкости.
Еще на пресс-конференции, предшествовавшей премьере, заговорили об уникальности опыта, который предстояло испытать нижегородской публике: это больше, чем балетная премьера. Автор идеи "Терезин-квартета" художественный руководитель театра Алексей Трифонов открыл для себя музыку Терезина, ставшую синонимом музыки Холокоста, около двадцати лет назад. Уже тогда она поразила его своим "абсолютно оголенным нервом", концентрированностью в каждой секунде, высоким экспрессионизмом. Она и помогала авторам выживать, и символизировала силу человеческого духа.
С другой стороны, до сих пор в нашем театре правила бал классическая хореография, берущая свое начало еще от Мариуса Петипа. Современный же хореографический язык пока незнаком широкому нижегородскому зрителю. Чтобы представить палитру разных подходов и разных современных хореографических языков, театр пригласил громко заявивших о себе мастеров: Александра Сергеева, хореографа Мариинского театра, маститую Татьяну Баганову, обладательницу нескольких "Золотых масок", Максима Петрова, тоже "золотомасочника", призера нескольких конкурсов Алессандро Каггеджи. Каждый из них по-своему отразил предложенную музыку балетными средствами.
Татьяна Баганова выбрала музыку Ханса Краса, написанную еще до войны, в которой отражаются предвестники будущей катастрофы, витавшие в пространстве. История, рассказанная в ее балете, достаточно условна, она отражает и исследует необходимость взаимодействия людей в разных условиях. Взаимодействие у нее столь же ценно, как каждая секунда жизни.
Балет Александра Сергеева - это фантазия на тему довоенного времени. Максим Петров строит сюжет танца на движении, перемещении людей.
А Алессандро Каггеджи "опоздал" к выбору музыкального материала, и рассматривать ему пришлось лишь несколько произведений Павла Хааса. Изначально музыка показалось хореографу "не балетной", он даже хотел отказаться от проекта, но очень рад, что ошибся в своих предположениях. Персонаж его балета Адвокат символизирует власть, общество, случай, который может давить на человека, влиять на него. Женский персонаж являет силу сопротивления этому давлению, силу духа. В их истории большую роль играет... ручка.
- Простые вещи могут очень сильно изменять нашу жизнь, - говорит Каггеджи. - Ручка изменила жизнь одного из персонажей, стала инструментом манипуляции обществом. Посмотрев этот балет, Чехов мог бы иначе сформулировать свою знаменитую фразу об обедающих людях: "люди ставят подпись, просто ставят подпись, а в это время разбиваются их жизни".
Так в балете Каггеджи персонаж, поставивший свою подпись, теряет индивидуальность и способность внутренне сопротивляться.
К сожалению, "Терезин-квартет" не был снабжен привычным балетным либретто. Это усложнило задачу зрителей в понимании смыслов, предложенных авторами. Впрочем, и не помешало ярким впечатлениям на уровне эмоций.
Ирина, одна из зрительниц, призналась, что она не очень большой знаток балета и воспринимает подобные спектакли просто на уровне "зашло в душу или не зашло".
- "Терезин-квартет" зашел невероятно и своей предысторией, и тем, что это мировая премьера, и, главное, действием, неожиданным и интересным, - говорит она. - Я объективно открыла для себя нашу балетную труппу, не думала, что она такая сильная. Молодцы все: и те, кто задумал, и те, кто сделал, а хореографы поработали просто чудесно. Сыграла роль и сама необычная интересная площадка концертного пакгауза. Я вышла потрясенная.
Между тем
Примечательная подробность: еще до нижегородской премьеры "Терезин-квартет" уже был приглашен на первые гастроли в Москве. 28 января - на следующий день после Дня памяти жертв Холокоста - балет увидят в "Новой опере" жители и гости столицы.