Поделиться

    Всем штормам назло

    Стабильное обеспечение эксклава не прервут ни погодные, ни политические катаклизмы
    Географическое положение Калининградской области сделало ее особенно уязвимой перед санкционными ударами Запада. Как приспосабливается экономика, меняется стратегия развития региона? Об этом - наша беседа с губернатором Антоном Алихановым.
    Железнодорожный паром "Маршал Рокоссовский" привез из Усть-Луги в Балтийск очередную партию грузов — на морской путь сейчас переведена большая часть калининградского грузопотока.
    Железнодорожный паром "Маршал Рокоссовский" привез из Усть-Луги в Балтийск очередную партию грузов — на морской путь сейчас переведена большая часть калининградского грузопотока. / Пресс-служба правительства Калининградской области

    Антон Андреевич, какие последствия введения санкций оказались для эксклава самыми тяжелыми?

    Антон Алиханов: Наиболее сложным был логистический вопрос. Ведь ни один другой регион нашей страны не находится в такой жесткой зависимости от политики Евросоюза, как Калининградская область. То, что раньше было нашим преимуществом - расположение между членами ЕС Литвой и Польшей и близость европейского рынка, - сейчас стало ограничением. К сожалению, ЕС принял ряд незаконных решений, которые нарушают их обязательства в части калининградского транзита и ограничивают эти перевозки. Под санкции попали порядка 45 процентов ввозимых на территорию Калининградской области товаров и около 17 процентов вывозимых.

    Благодаря усилиям МИД России удалось все-таки ослабить запретительные решения. Нам частично открыли железнодорожный транзит для санкционных грузов, но все равно это было обставлено таким количеством дополнительных оговорок и ограничений, что, конечно, текущая ситуация не может нас устраивать. Необходимо предпринимать дальнейшие дипломатические усилия, чтобы заставить европейцев выполнять свои обязательства перед нами в полном объеме.

    А пока наша экономика, изначально завязанная на экспорт и импорт со странами ЕС, должна перестраиваться на внутрироссийские и региональные рынки. Мы достаточно быстро стали переориентироваться на закупки из других регионов России, много везем сейчас из Азии через Турцию. Необходимо также изменять номенклатуру производимой продукции, в том числе и с учетом ограничений по транзиту со стороны Литвы: делать упор на производство тех товаров, что востребованы на российском рынке или рынках дружественных стран и требуют меньших затрат на транспортировку.

    Из-за ограничения перевозок через территорию Литвы логистику снабжения региона пришлось срочно перестраивать с сухопутных маршрутов на водные. В какой степени отлажена эта схема?

    Антон Алиханов: Наш регион — один из самых защищенных в стране, он находится под особым вниманием и защитой федерального центра. Фото: Пресс-служба правительства Калининградской области

    Антон Алиханов: Мы видим очень серьезный рост перевозок грузов на нашей морской линии. Совершенно верной оказалась стратегия, которую мы, думая о рисках, избрали в конце 2016 года, - необходимость строительства грузопассажирских железнодорожных паромов для линии Усть-Луга - Балтийск. Если в начале года мы начинали с двух паромов, то сейчас по маршруту порты Санкт-Петербурга - порты Калининградской области ходят 17 различных судов, с частотой заходов раз в пять дней или раз в неделю.

    Это позволяет нам обеспечить потребности и нужды наших строителей и производителей, и экономики в целом. Так, три судна ледового класса - "Механик Пятлин", "Механик Красковскии?", "Механик Ярцев" - вышли на линию в ноябре, грузоподъемность каждого - 2,4 тысячи тонн. Их задача - обеспечить дополнительную поставку цемента в регион.

    Вы говорили, что для обеспечения нужд региона морским путем необходимо не менее 22 судов. Что показывает практика?

    Антон Алиханов: Эта цифра в принципе остается актуальной - принимая во внимание технические особенности судов, учтенные в расчете, но правильнее было бы отталкиваться от ориентировочных объемов и типов грузов. В прошлом году весь грузооборот того, что требовалось региону, и того, что вывозилось из региона в виде готовой продукции, составил порядка 19,4 миллиона тонн (без учета транзитных перевозок).

    И какую часть этого грузопотока можно переводить на море?

    Антон Алиханов: В перспективе морской путь может рассматриваться как основной, но для этого нужно будет распределять грузы в административном порядке между различными типами судов. Ведь по морю можно перевозить любые группы товаров, но важно, чтобы они были соответствующим образом упакованы. Например, для перевозки скоропортящихся товаров используются автомобили-рефрижераторы, которые также можно перевозить морским путем. Нефтепродукты можно доставлять специальным наливным судном.

    Под санкции попали порядка 45 процентов ввозимых на территорию Калининградской области товаров и около 17 процентов вывозимых

    Продолжать наращивать количество судов на калининградском направлении необходимо, это позволит не допустить роста социальной напряженности, закрытия или приостановки производств и других негативных последствий. Хотя уже сейчас риски купированы, а МИД России продолжает работу по снятию ограничений на перевозку грузов по сухопутным калининградским маршрутам, нам надо думать о будущем и о возможных дальнейших недружественных шагах Евросоюза. Поэтому мы рассматриваем дополнительные меры, чтобы обеспечивать регион в полном объеме необходимыми товарами в любых условиях, независимо от того, как себя будут вести европейцы.

    Зимние шторма на Балтике не осложнят перевозок?

    Антон Алиханов: Конечно, мы не можем гарантировать, что погода никак не повлияет на график. Поэтому ведем работу с нашими грузоотправителями и грузополучателями, про погоду и они знают, формируют соответствующие запасы на будущее сразу. Но хочу отметить, что паромы выдерживают шторм в шесть баллов.

    Перевозчики жаловались на очереди на паромы. Эта проблема решается?

    Антон Алиханов: С выходом на линию дополнительных судов она стала менее острой. Понятно, что процесс не мог идти без проблем, ведь определенная структура логистики в регионе складывалась десятилетиями и в основном была сосредоточена на перевозках автомобильным транспортом. Все привыкли работать по этой схеме. Теперь нужно готовиться к перспективе контейнеризации грузов, и пока не все наши предприниматели готовы быстро перестраиваться. Но это будет происходить, контейнеризация - тренд не исключительно калининградский, он мировой.

    На каких отраслях калининградской экономики санкционные ограничения сказались наиболее болезненно?

    Антон Алиханов: В первую очередь это промышленность и торговля, а также транспорт и логистика, где грузооборот автомобильного транспорта снизился почти на треть, если сравнивать с тем же периодом прошлого года.

    Разрыв налаженных партнерских связей, изменения в политике поставщиков, рост стоимости перевозок и переориентирование с сухопутного транспорта на морской, перебои в поставках сырья и комплектующих - все это сильно отразилось на предприятиях, мебельной промышленности, очень сильно завязанных на европейскую фурнитуру, производстве радиоэлектроники, и особенно - на автопроме, доля которого в выпуске промышленной продукции региона достигала более 40 процентов.

    Чтобы обеспечить специалистами новые крупные производства,создающиеся в области, высшие и средние учебные заведения перестраивают программы. Фото: Пресс-служба правительства Калининградской области

    Наш завод "Автотор", как и в целом автопром в стране, начал испытывать сложности еще в период ковидных ограничений. Введение санкций нанесло дополнительный удар по предприятию. Правда, "Автотор" имел запасы, которые позволяли ему продолжать работать практически до середины сентября, хоть и по сокращенным производственным программам. Все это время велись переговоры, и сейчас они фактически завершены, судя по заявлениям руководства предприятия: с тремя новыми партнерами они собираются в ближайшие месяцы начать производство. Сейчас компания занимается переналадкой производственных мощностей. При этом концерн продолжает выполнять обязательства по своему специнвестконтракту. С 2019 года они вложили в производство порядка шести миллиардов рублей и продолжают инвестировать в строительство новых цехов по производству автокомпонентов, ведут собственные разработки моделей.

    Резиденты Особой экономической зоны не побежали из региона из-за санкций?

    Антон Алиханов: Напротив, их число продолжает увеличиваться. Конечно, динамика прироста новых проектов чуть ниже, чем в прошлые годы. Но при этом объем инвестиций, которые заявляют новые резиденты, весомый: в этом году в ОЭЗ зашли 24 проекта с инвестициями более 32 миллиардов рублей.

    Никаких инвестиционных пауз мы не ждем, все заявленные резидентами ОЭЗ проекты реализуются. Строится несколько производств в индустриальных парках "Храброво" и "Черняховск", в частности, крупные предприятия по производству кремниевых пластин и фотоэлектрических элементов будут запущены весной следующего года. Под Неманом началось строительство завода по производству литий-ионных батарей компании Росатома "РЭНЕРА". ООО "Гео НПК" вложит в модернизацию производства комплексных гранулированных минеральных удобрений больше двух миллиардов рублей.

    Есть очень интересные, крупные проекты в агропроме, в том числе проект ООО "ДМС Восток" по производству сухого молока, под это производство в начале следующего года начнется строительство крупного молочного комплекса. Появится и новая птицефабрика. Два крупных проекта реализует группа компаний "Атлантис" - производство мороженого, молочных коктейлей, сырных палочек и картофеля фри.

    В федеральный закон о Калининградской ОЭЗ не раз вносились изменения. Будут ли новые?

    Антон Алиханов: Мы действительно несколько раз за последние годы улучшали закон об ОЭЗ: увеличивали количество льгот, условия хозяйствования на территории региона. И это дает результат - к примеру, к нам буквально хлынули инвесторы, когда был снижен порог инвестирования для резидентов ОЭЗ со 150 до 50 миллионов рублей.

    Сейчас мы вместе с Минэкономразвития РФ подготовили новые предложения по совершенствованию этого закона. Они предусматривают увеличение с трех до шести лет срока инвестирования в проекты для резидентов, включенных в реестр Калининградской ОЭЗ с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года. Законопроект сейчас проходит внутриведомственные согласования.

    Наша ОЭЗ первой из российских вошла в топ-10 ОЭЗ мира, и мы не собираемся снижать обороты. Правда, про международные рейтинги придется, видимо, забыть на какое-то время, но суть не в них, а в содержательном наполнении условий хозяйствования и количестве новых проектов, которые мы реализуем. Так что когда-нибудь мы вернемся в эти рейтинги.

    В сентябре правительство России утвердило для Калининградской области 5,5 миллиарда рублей на поддержку бизнеса. Куда пойдут эти деньги?

    Антон Алиханов: Это, конечно, беспрецедентный случай - такая крупная сумма была выделена нам очень оперативно. Федеральный центр услышал наши аргументы о том, что Калининград - один из самых пострадавших от санкций регионов - с учетом нашего географического положения, структуры торговли, специализации отраслей и ряда других факторов. И нам нужны особые меры поддержки, чтобы нивелировать возникшие негативные тенденции на рынке труда. По поручению президента правительство буквально в течение двух месяцев направило в бюджет области эти 5,5 миллиарда.

    В этом году в Калининградскую ОЭЗ зашли 24 резидента с инвестициями более 32 миллиардов рублей

    Мы уже запустили отбор проектов, которые будем финансировать через фонд "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" с начала 2023 года. Льготные кредиты на суммы от пяти до 300 миллионов рублей на семь лет под два процента годовых получат не менее полусотни инвестиционных проектов в сфере промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта, судостроения и туризма. Предварительный объем привлекаемых инвестиций оцениваем почти в 6,8 миллиарда рублей.

    Как свидетельствует объем пассажиропотока о транспортной доступности региона?

    Антон Алиханов: С учетом всех изменений у нас сейчас два основных пути пассажирского сообщения с "большой Россией" - поезда и самолеты. По авиасообщению снижение всего в три процента, то есть практически сохранился уровень прошлого года, который был рекордным в части оборота аэропорта. Железнодорожное сообщение показало рост в 20 процентов за девять месяцев с начала года. Как видим, транспортная доступность нашего региона для людей не ухудшилась. Единственное - автомобильный путь практически полностью обнулен, поэтому говорим о строительстве грузопассажирского парома, на котором можно будет перевозить легковые автомобили. Для многих калининградцев это практически единственная возможность выехать на своей машине на основную территорию России.

    Если пассажиропоток не упал, значит, высокий туристический сезон прошел неплохо?

    Антон Алиханов: В целом да, наше министерство по культуре и туризму оценивает турпоток по итогам девяти месяцев в 1,4 миллиона человек. За три летних месяца в регион совершено 650-660 тысяч туристических поездок. В целом в части туристической активности высокий сезон прошел примерно на уровне прошлого года. И это с учетом весеннего спада, когда слово "блокада" в СМИ стало бичом нашего туризма. А вот денег в регионе гости оставили больше - 12,2 миллиарда рублей только по картам, по данным Сбербанка. В том числе и потому, что выбрали более дорогие отели: в августе фиксировалась почти стопроцентная загрузка пятизвездочных гостиниц, а отели категорий три и четыре звезды были загружены на 86-88 процентов.

    Указом президента наш регион включен в число тех, где определен базовый уровень рисков в сфере безопасности. Достаточно ли в условиях, когда мы окружены странами, признанными недружественными России?

    Антон Алиханов: Президентский указ вводит, по сути, новые полномочия для регионов, мы через оперативный штаб можем теперь принимать целый ряд решений, связанных с вопросами безопасности, обязательных для федеральных структур. Исходя из базового уровня рисков в Калининградской области усилена охрана общественного порядка, военных и важных государственных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики.

    Глава региона может вводить особый режим работы таких объектов. Но сегодня нет необходимости вводить дополнительные меры для обеспечения безопасности граждан. Повода для беспокойства нет - Калининградская область надежно защищена комплексами противовоздушной и противоракетной обороны, береговыми ракетными комплексами и ракетами большой дальности. Наш регион - один из самых защищенных в стране, он находится под особым вниманием и защитой федерального центра.

    Наблюдается ли отток населения из эксклава из-за политических и экономических событий?

    Антон Алиханов: Нет. У нас по-прежнему отмечается миграционный прирост: плюс 6,3 тысячи человек за девять месяцев 2022 года, хотя он и уменьшился почти наполовину по сравнению с прошлым годом.

    Каждая четвертая банка рыбных консервов в России произведена в Калининградской области. Фото: Пресс-служба правительства Калининградской области

    Приняла ли область беженцев из новых южнороссийских регионов (ДНР, ЛНР, Запорожье, Херсон)?

    Антон Алиханов: Да, с начала СВО к нам приехали чуть больше тысячи человек. Как правило, едут транзитом из Польши, в основном к родственникам и друзьям. Прибывшие получают все меры социальной поддержки. В Центре содействия переселению "Соотечественник" в поселке Северный сейчас живут 72 человека, в том числе 24 ребенка.

    Присматриваете ли вы за калининградскими мобилизованными участниками СВО, чем им помогает регион?

    Антон Алиханов: Конечно, мы в постоянном контакте с командующим Балтийским флотом, который дает нам возможность встречаться с ребятами, участвующими в СВО, и сам участвует в этих встречах. Поэтому мы из первых уст знаем, что им нужно, и помогаем. Мы этим занимались практически с начала частичной мобилизации, еще до того, как президент дал возможность тратить региональные бюджетные средства на эту помощь. Хочу поблагодарить всех наших предпринимателей и простых людей, которые вносили свой вклад. Свыше 100 миллионов рублей мы потратили и на Балтфлот, и на Росгвардию, и на другие подразделения, обеспечивали их и квадрокоптерами, и дизель-генераторами, батарейками, стройматериалами и прочим необходимым снаряжением, оборудованием. Недавно передали им три тысячи аптечек, привезенных разными сложными путями нашими предпринимателями, ведь в регионе раскупили все.

    Сейчас за счет бюджета области с участием бюджета Калининграда на 365 миллионов закупаем несколько тысяч комплектов экипировки, в том числе зимней, специальные технические средства. Поставки начнутся в декабре и будут предназначены не только тем, кто отправляется в зону боевых действий служить, но и тем, кто уже находится там. Разницы между ними не будет никакой, всех обеспечим необходимыми вещами.

    Список большой, потребности большие, но для нас сегодня это главная задача. Будем тратить столько, сколько нужно, чтобы наши земляки выполняли поставленные задачи, были живы и здоровы. И чтобы все вернулись. С победой.

    Важно

    Правительство РФ приняло решение о предоставлении субсидий из федерального бюджета для возмещения расходов на морские грузоперевозки на калининградском направлении в условиях внешнего санкционного воздействия. Росморречфлоту выделено в 2022 году около 1,4 миллиарда рублей на потребность в перевозке до конца текущего года 0,9 миллиона тонн грузов, для которых после введения ограничений на транзит по территории Литовской Республики возникла необходимость использования при перевозке морского участка пути. Первая партия грузов для Калининграда, в частности цемент, уже прошла через процедуру субсидирования. Власти Калининградской области считают необходимым упростить эту процедуру, сократив количество необходимых документов. С ними согласны в Министерстве транспорта РФ, где сейчас рассматривается этот вопрос.

    Кстати

    Постановлением правительства России увеличены объемы господдержки для производителей картофеля и других овощей в Калининградской области и на Дальнем Востоке. Для них установлен повышенный коэффициент при расчете и распределении федеральных субсидий, которые будут выделяться аграриям с 2023 года в рамках нового федерального проекта "Развитие овощеводства и картофелеводства". Для Калининградской области такой коэффициент будет равен 1,2. Господдержка предусмотрена на проведение агротехнологических работ, производство картофеля и овощей в открытом и защищенном грунте. Размер субсидии будет зависеть от объема произведенной продукции.

    Поделиться